Фото Reuters
16 мая стартует 65-й Каннский кинофестиваль. Звезды всего мира слетятся на самую красную из всех красных дорожек, члены высокого жюри приникнут к экранам и будут спорить, кому отдать заветные призы в виде пальмовых ветвей. А за этим «фасадом» пойдет, как обычно, не менее важная – деловая – жизнь: в так называемой Международной деревне раскинутся павильоны национальных кинематографий, в которых пресс-конференции будут сменяться презентациями, приемами, встречами и переговорами. В пятый раз откроет свои двери и Российский павильон.
Ощутимым присутствием в программах главного фестиваля мира мы похвастаться не можем. В главном конкурсе – Сергей Лозница с фильмом «В тумане», в чьем «паспорте» в качестве стран-производителей значатся кроме России Германия, Латвия, Нидерланды и Беларусь. Ученица Алексея Учителя, юная выпускница ВГИКа Таисия Игуменцева со своим дипломным фильмом «Дорога на…» поборется за приз в программе Cinefondation. Пиар-сопровождение обеих картин осуществляет на нынешнем Каннском фестивале компания «Роскино» (в недавнем прошлом «Совэкспортфильм»). На прошедшей в среду пресс-конференции глава Роскино Екатерина Мцитуридзе рассказала о планах компании на ближайшие месяцы.
В Российском павильоне на Лазурном Берегу пройдет по традиции презентация тех фильмов, что на подходе. Это лакомый материал для дистрибьюторов и фестивальных отборщиков. На сей раз они смогут получить представление об ожидаемых картинах Бориса Хлебникова (режиссер доводит целых два фильма одновременно), Алексея Учителя («Восьмерка» по роману Захара Прилепина), Ренаты Литвиновой («Последняя сказка Риты»), Авдотьи Смирновой («Кококо»). Важная новация главной устроительницы павильона Екатерины Мцитуридзе – премьера альманаха Global Russians, в который собраны дебютные короткометражки нескольких выпускников разных отечественных киношкол – ВГИКа, Высших курсов сценаристов и режиссеров, СПбГУКиТ. Таким образом предполагается «засветить» интересных новичков в большом международном собрании. Еще одна важная «ярмарка» – презентация российских проектов, готовых для копродукции. Найти для своих постановок зарубежных партнеров постараются кроме прочих режиссеры Сергей Дворцевой и Алексей Учитель, а также дебютирующая в качестве продюсера Чулпан Хаматова.
А вот после Канн, в первые дни Московского кинофестиваля Роскино проведет рынок российских фильмов DOORS, на который прибудут 40–45 ведущих американских дистрибьюторов. Рынок этот задуман как передвижной. После ММКФ он поедет на фестиваль в Венецию, затем – в Бусан. На московскую сессию DOORS устроители обещают заманить самых сложных «клиентов», вплоть до представителей Fox Searchlight и Sony Pictures Classics, которые до сих пор работы с российскими фильмами избегали.
Екатерина Мцитуридзе (генеральный директор Роскино,
главный редактор российской версии журнала Variety):
– Мы можем что угодно говорить о продвижении российских фильмов за рубежом, но прежде всего у нас должны сниматься те фильмы, которые мы сможем продвигать… В России сегодня делается мало картин, которые имеют реальный международный потенциал. А имеют его те фильмы, что сняты вопреки, а не благодаря. По 15–20 миллионов тратятся на «патриотические блокбастеры», которые проваливаются в прокате, а устройством судьбы прекрасного камерного фильма Николая Хомерики «Сердца бумеранг» никто не занимается. Потом удивляемся: почему наше кино не востребовано за границей?..
На этот раз мы отобрали лучшие фильмы фестиваля кинематографических дебютов «Святая Анна» в альманах Global Russians. Мы считаем, что прошло время, когда нашу страну представляли с помощью балалаек, пожилых цыганок, водки и медведя. Если мы сами так себя долго позиционировали, то почему удивляемся, когда в голливудском кино русский пьяный инженер гоняется по центру Москвы за медведем?.. Чтобы создать имидж национального кинематографа, нужна системная работа.
На ближайшем ММКФ мы проведем кинорынок российских фильмов под названием DOORS. Будем поощрять зарубежных дистрибьюторов, покупающих российское кино, – станем разделять их расходы по приобретению российского кино, приплачивать им деньги конкретно на продвижение наших фильмов в их странах. Например: дистрибьютор заплатил 50 тысяч долларов за артхаусный российский фильм, и мы готовы доплатить 20–25 тысяч долларов на его продвижение.