Сама история романа Стига Ларссона вполне годится для экранизации – политический журналист, редактор марксистского журнала и завсегдатай митингов написал детективную трилогию «Миллениум», о которой никто не знал, в 2004 году скоропостижно скончался, не дождавшись издания романов, и заслужил неслыханную посмертную славу, встав в один ряд с Дэном Брауном, а в начале августа уже и президент Медведев признался, что обзавелся айпадом и с увлечением читает «Девушку с татуировкой...». Знал бы он, что эту книжку написал завзятый организатор акций протеста.
Первый роман трилогии – собственно, «Девушка...» – рассказывает о журналисте по фамилии Блумквист (правда, не похож он на альтер-эго автора), который вместе с девушкой-хакером, изнасилованной рыхлым буржуа и страдающей синдромом Аспергера, ищет следы пропавшей много лет назад женщины.
Выход в прокат шведской «Девушки...» – если не парадокс, то точно не то, чем могло бы быть. Тут сюжет не столько «смотрим фильм, читаем книгу» (или наоборот), а «читали книгу, смотрим плохой шведский фильм, ждем хорошего американского» – на 2011 год намечен выход экранизации Дэвида Финчера с Дениелом Крейгом в главной роли. Так что выход с годовым опозданием шведского фильма, который мог бы собрать порядочную кассу среди читателей Ларссона, выглядит скорее как жест отчаяния или как подготовка к появлению «настоящей» экранизации.
В русский прокат выходит только первая часть «Миллениума» – а режиссеру Олафу Оплеву хватило терпения на всю трилогию. Надо еще иметь в виду, что есть телеверсия, и, если учесть, что в мировой «ларссономании» Россия не отстает, телевизионщики вполне могут купить ее для эфира. Но это все останется только в рамках «артподготовки»: заучиваем наизусть реплики, чтобы приятнее было слышать их из уст Крейга и прочих.
В принципе есть уже обкатанная несколько раз схема: шведский, скажем, хоррор собирает в Европе не особо большую кассу, но голливудские продюсеры кладут на него глаз, покупают права и снимают свою, шумную и уже очень даже кассовую версию. Как правило, таким образом бешеный и яркий фильм приструняют, переснимают вполне пресно и заурядно, и ничего хорошего из этого не выходит.
«Девушка...» по той же схеме двигаться явно не будет. Во всяком случае, приструнять тут нечего. Разве что традиционно откажутся от излишней откровенности, хотя странно себе представить, что будет, если выкинуть из фильма все откровенные сцены и оставить одну фрейдистскую подоплеку.
В этом смысле закрадывается даже подозрение, что фильм нарочно сняли так, чтобы не слишком мешать финчеровской экранизации. Хотя, конечно, «Девушка...» может стать лучшим козырем в руках тех, кто считает, что европейское кино давно уже находится в глухом кризисе. Жанровое – точно. Если еще недавно шведы вполне умели снимать хотя бы хорроры, то теперь, видимо, запал вовсе пропал. Оплев снимает робко, осторожно и пресно. Персонажей выводит картонных, чтобы проще было заменить на Крейга и еще не выбранную ему напарницу: журналиста как из массовки и похожую на Мерилина Менсона хакершу.
Одним словом история тут как в старом анекдоте про человека, занявшего чужое место в театре и парировавшего, когда пришел законный владелец: «Я вам как раз стульчик нагрел».