Со времени летнего наводнения на Северном Кавказе президент РФ Владимир Путин трижды посетил Юг России и каждый раз оставался недоволен темпами и качеством восстановительных работ. Несколько раз на юг страны приезжали высокие московские чиновники. Роль Южного федерального округа как координационного органа, что считается его главным назначением, была при этом незаметна.
Незамеченными журналистами остались причины изменения последующего маршрута Путина: после Ставрополя вместо Краснодара он приземлился в Майкопе, где к его визиту полностью восстановили разрушенное хозяйство. Участники состоявшегося там совещания - лидеры республик даже не были поставлены в известность об этом, поэтому им приходилось едва ли не гадать, куда исчез президент. В Майкопе они оказались только через два часа, когда Путин уже успел провести с лидером Адыгеи Хазретом Совменом беседу тет-а-тет. На президента в этом случае обидеться не могли, но главу республики пожурили: почему, мол, не предупредил.
Порядок в адыгейской провинции, однако, не реабилитировал полпреда президента РФ в ЮФО Виктора Казанцева в глазах Путина. И все, как оказалось, потому, что часть разрушенного хозяйства Совмен восстановил на свои средства, так и не дождавшись их поступления из Москвы. Такой подход, конечно, вызывает благодарность прежде всего у пострадавших от стихии, но он в то же время свидетельствует о пробуксовывании государственного механизма.
Близость к главе государства для Казанцева была одним из главных рычагов влияния на региональных лидеров. Остальные инструменты сводились лишь к многочисленным проверкам федеральными инспекторами и подключению к ним межрегиональных правоохранительных подразделений. Такие функции на самом деле и сродни задачам, поставленным перед полпредством в округе, - контроль, координация.
В бытность руководителем Адыгеи Аслана Джаримова руководство ЮФО так и не смогло сломить незаконный принцип паритетного представительства национальных кадров во власти. Не смогло полпредство без вмешательства силовых структур и давления Москвы повлиять и на выборы в Ингушетии. Надежды северокавказских республик в последние два года возлагались на реализацию региональной экономической программы. Вот где ЮФО мог бы блеснуть. Но уже сегодня, до реализации многообещающего проекта, ясно, что главная его цель - поддержка депрессивных регионов и выравнивание перекосов в развитии южных субъектов РФ - достигнута не будет: основные средства направлены туда, где ситуация с безработицей и загруженностью основных производственных фондов далеко не самая худшая. А значит, дисбаланс только увеличится. Парадоксально, но инициатор программы - Дагестан - получил средств меньше всех. Кстати, ЮФО закрыл глаза и на то, что Дагестан сохранил почти все свое законодательство, формально не соответствующее федеральному: уж слишком республика уникальна.
Хрупкий мир в Карачаево-Черкесии и стабильность в Кабардино-Балкарии по-своему ограничивают возможности Казанцева. Многочисленные инспекции в республиках не могли не найти разного рода нарушений, но о них СМИ не знают абсолютно ничего. А главное - ситуация после них никак не меняется. Правда, есть одно исключение: меняются неугодные президенты - Аслан Джаримов в Адыгее и Руслан Аушев в Ингушетии.