Выдача властями Грузии России обвиняемого в терроризме Юсифа Крымшамхалова совпала с завершением расследования по факту взрыва жилого дома в Волгодонске. Это будет второе завершившееся судом расследование масштабного теракта, когда объектами преступлений оказывались многоэтажные дома. Первыми такой теракт расследовали в дагестанском городе Буйнакске. Вместе с тем это было единственное такого рода преступление, которое, если верить предварительному следствию, не было связано с выходцами из Карачаевского и Малокарачаевского районов Карачаево-Черкесии.
Крымшамхалов интересен для российской Фемиды уже не как источник показаний для следствия, так как рядовые исполнители терактов, "работавшие" с ним в Волгодонске, в Ставропольском крае, дали исчерпывающую информацию о нем и обстоятельствах преступления. Более важно другое. Карачай за последнее десятилетие становится стабильным поставщиком исполнителей терактов, в которых так или иначе просматривается "чеченский след". В мятежной республике до сих пор действует "Карачаевский батальон". Худую известность Карачаево-Черкесии принес другой карачаевский представитель - Ачемез Гочияев, все еще находящийся в Грузии. На его счету - организация взрывов домов в Москве. Недавно в операции в Панкисском ущелье Грузии убиты боевики-карачаевцы. Месяц назад при попытке перейти границу с Азербайджаном боевики-карачаевцы были ликвидированы спецназом: тогда впервые в ходе боя с боевиками - гражданами России погибли грузинские военные.
Нашумевшее заявление генпрокурора России Владимира Устинова о предотвращении попытки госпереворота в двух северокавказских республиках также было связано с карачаевцами. На сей раз в деле фигурируют вооруженные банды численностью до 200 человек. Они имели возможность нелегально пересекать госграницу с Грузией и, судя по материалам следствия, связаны с чеченским командиром Русланом Гелаевым.
В интервью "НГ" заместитель муфтия КЧР и Ставропольского края ректор Исламского института в Черкесске Исмаил-хаджи Бостанов отметил, что радикализации ислама в республике в немалой степени способствует политика местных властей, которая не создает альтернативы распространению религиозного экстремизма в республике. "В Черкесске нет мечети, - говорит Исмаил-хаджи. - Институт не получил до сих пор лицензии на право преподавательской деятельности. Отсутствие возможности вести разъяснительную работу среди верующих и населения республики ведет к сознательной пропаганде того "ислама", который поставлен на службу экстремистам, имеющим в отличие от нас все возможности доводить извращенные идеи до молодежи".
Примечательно, что гнездами распространения ваххабизма в КЧР остаются несколько высокогорных сел, расположенных на госгранице с Грузией, а с недавних пор и селение Усть-Джугута одноименного района. Именно в этих районах получили "чистые" паспорта трое чеченских террористов, захватившие в Москве заложников во время мюзикла "Норд-Ост".