Торги в Нью-Йорке показали значительное снижение стоимости картин |
Аукционные дома Sotheby's и Christie's провели в Нью-Йорке первые в 2017 году торги работами старых мастеров. Christie's выставлял только рисунки и печатную графику и заработал 10,8 млн долл. Sotheby's провел вечерние и дневные торги, а также аукцион графики – все вместе продажи принесли дому чуть меньше 42 млн долл.
Наиболее важными как с точки зрения коллекционирования, так и для оценки рынка были вечерние торги Sotheby's. Из 55 лотов были проданы 34 (то есть 61%), но объем продаж по стоимости при этом составил 95%. Ключевую роль в этом сыграли три самых дорогих лота, существенно превысившие эстимейты. Так, «Молодая женщина, закрывающая свечу» нидерландского барочного художника Адама де Костера выросла в цене с 1,5–2 млн долл. до 4,9 млн. Но еще значительнее подорожала «Флора» ученика Рембрандта Виллема Дроста – при оценке в 400–600 тыс. работу продали за 4,6 млн долл. Наконец, самым дорогим лотом торгов, также с серьезным превышением эстимейта, стал «Эскиз всадника» Питера Пауля Рубенса. Его стоимость увеличилась с ожидаемых 1–1,5 млн долл. до 5 млн. Эти три работы составили более 50% выручки аукциона.
Напомним, что в июле 2016-го аукционный дом Christie's продал полотно Рубенса «Лот и его дочери» за 58 млн долл., но зимние нью-йоркские торги традиционно уступают летним лондонским и по составу коллекций, и по результатам. Однако если сравнивать январский аукцион с такими же торгами Sotheby's в 2016 году, то нынешний аукцион увеличил продажи по объему проданных лотов на 7,4%, но более чем на 50% проиграл в стоимости. Можно предположить, что это связано как с общим падением цен, так с уменьшением доверия к Sotheby's, который оказался вовлеченным в громкую историю с подделками.
Рынок старых мастеров, один из самых консервативных разделов арт-рынка, потерпел в кризис значительное падение.
«Портрет неизвестного» Франса Хальса признали подделкой. Изображение с сайта www.weissgallery.com |
По данным аналитического отчета TEFAF, в 2015 году в этом секторе наблюдалось снижение по стоимости на 33%. Несмотря на отдельные крупные продажи (и Рубенс среди них), в 2016 году ситуация лучше не стала: к финансовому кризису прибавился большой скандал, разразившийся на этом рынке. Еще в начале 2016 года с выставки в Экс-ан-Провансе полиция изъяла «Венеру» Лукаса Кранаха из коллекции князя Лихтенштейна. Как писала тогда европейская пресса, полиция начала расследование после получения анонимного письма, в котором говорилось о ряде поддельных произведений старых мастеров. Кранаха продала князю Лихтенштейна лондонская галерея Colnaghi за 6 млн фунтов.
Работу отправили на экспертизу во французский исследовательский центр, занимающийся экспертным и реставрационным обслуживанием французских музеев. До сих пор никакой официальной информации от центра не было. Отчасти это может быть связано с тем, что тот же центр выдал положительную экспертизу на еще одну сомнительную вещь. «Портрет неизвестного» Франса Хальса не просто оценили как настоящий, но и объявили национальным достоянием, с тем чтобы собрать средства на его выкуп в коллекцию Лувра. К счастью для мирового музея, деньги так и не собрали, и работа была продана на Sotheby's американскому коллекционеру за 8,4 млн фунтов.
После того как началась история с «Венерой» Кранаха, аукционный дом выяснил, что Хальс имеет то же происхождение, и отправил работу на дополнительную экспертизу. Специалисты американской научной экспертизы Orion Analytical нашли на работе современные пигменты. Sotheby's вернул владельцу деньги. История произошла осенью 2016 года, а недавно стало известно, что дом подал в суд на лондонскую галерею Weiss, из которой поступила сомнительная работа (галерея отказывается уплатить свою часть прибыли).
Судится Sotheby's и с еще одним бывшим владельцем. В январе 2017-го стало известно о том, что еще одна работа, проданная на торгах дома, – подделка. Речь идет о «Святом Иерониме», выставленном как работа Пармиджанино. Как и в случае с Хальсом, дом готов компенсировать убытки, но владелец картины не согласен возвращать свою долю.
Самым дорогим лотом торгов Christie’s стал рисунок Рубенса «Сципиона Африканского приветствуют у ворот Рима», проданный за 1 млн 567 тыс. долл. Изображение c сайта www.christies.com |
Все эти истории не могут не сказываться на результатах торгов. Отнюдь не в пользу Sotheby's говорит и то, что сомнительные работы проходили через экспертов Christie's, которые отказались брать их на реализацию в аукционный дом. Хотя обмануть фальсификаторам удалось не только аукционных экспертов, но и музейных: если Хальса хотел купить Лувр, то Пармиджанино брал на выставку нью-йоркский Метрополитен. Еще одну работу, фигурирующую в этом деле (в этот раз, впрочем, без Sotheby's), – «Давид, разглядывающий голову Голиафа» Орацио Джентилески – выставляла Национальная галерея в Лондоне. Чтобы компенсировать репутационные потери, в самом конце 2016 года Sotheby's объявил о покупке экспертизы Orion Analytical и создании отдельного Департамента научных исследований. Вряд ли эта сделка была спонтанной – Sotheby's работает с этим центром уже 20 лет. Однако именно сейчас этот шаг на руку аукционному дому.
Европейская пресса пишет о примерно 25 работах на общую сумму 200 млн долл., которые задействованы в расследовании. Насколько это правда, судить сложно, но то, что фальсификаторы, подделавшие работы, являются высочайшими профессионалами своего дела, ни у кого не вызывает сомнения. Такого массового разоблачения подделок не было с 1940-х годов, когда открылось дело ван Мегерена. Для рынка это означает неминуемый спад, а также усиление требований покупателей, которые, очевидно, будут ждать больше гарантий, как научных, так и финансовых. Научный мир также не уйдет от последствий, так как подделки подтверждали музейные специалисты, эксперты, научные центры, крупные галереи. Следующие серьезные торги старыми мастерами пройдут летом. Не исключено, что за это время откроются новые поддельные работы.