Маноло Бланик охотно общался с поклонниками на открытии выставки своего бренда. Фото Arthemisia Group
В миланском дворце Морандо, в котором расположен Музей моды и костюма, открылась выставка испанского дизайнера обуви Маноло Бланика, основателя бренда Manolo Blahnik. Ретроспектива называется «Обувь как искусство» и представляет все великолепие фантазии дизайнера, его лучшие работы за прошедшие 45 лет.
Коллекцию обуви выставляют в историческом дворце? Да, если речь идет не о сапожнике, а об одном из великих мастеров моды нашего времени, которого New York Times в свое время назвала «скульптором обуви». Да и много ли мы знаем сапожников, удостоенных звания кавалера ордена Британской империи, не говоря уже о профессиональных наградах? Бланик работал с Джоном Гальяно, Ивом Сен Лораном, Каролиной Эррерой, среди его поклонников Мадонна, Кейт Миддлтон, Дженнифер Лопес. И, конечно, Сара Джессика Паркер – Manolo Blahnik знают во всех странах, где транслировали американский сериал «Секс в большом городе». Именно главная героиня этой истории, обожавшая обувь, принесла бренду мировую славу.
В секции «Архитектура и искусство» выставлены туфли, в геометрических мотивах и формах которых можно найти отголоски работ Пита Мондриана, Александра Колдера и Пабло Пикассо. Справа эскиз модели Cereza 2001 года. Изображения Arthemisia Group |
И вот теперь он в музее. В свои 74 года Маноло выглядит великолепно: в изысканном лиловом костюме и бабочке он охотно раздавал автографы и позировал на фоне витрин, установленных посреди исторических залов с лепниной и классической итальянской живописью. Бланик посвятил обуви всю жизнь. Как это нередко бывает у великих дизайнеров, он полюбил моду еще в детстве: его мать заказывала одежду у больших кутюрье, в том числе у Кристобаля Баленсиаги, выписывала журналы моды, сама в качестве хобби мастерила эспадрильи – испанские матерчатые тапочки на плоской веревочной подошве. Родители прочили Маноло карьеру дипломата, но он отправился в Париж, затем в Лондон и Нью-Йорк – изучал искусство, рисовал, мечтал стать театральным художником. Потом он познакомился с легендарным редактором Vogue и экспертом в области моды Дианой Вриланд: именно она, увидев эскизы Бланика, посоветовала молодому человеку серьезно заняться дизайном обуви. И он занялся, да так успешно, что всего через несколько лет создал целую сеть своих магазинов и стал первым мужчиной, появившимся на обложке того же Voque.
Сегодня у Бланика около 30 тыс. моделей, но в экспозиции можно увидеть чуть больше 200, а также авторские эскизы. Туфли Маноло Бланика легко узнаваемы: тонкий высокий каблук, узкий мысок, необычный дизайн, дорогие разнообразные материалы. В экспозиции обилие моделей разделили на шесть тематических зон. Одна из них, «Материалы», рассказывает об ателье дизайнера и технике создания туфель, а также представляет обувь, сделанную с использованием разных материалов – атласа, тафты, вельвета, твида, кашемира, кружева, шерсти, льна, хлопка, парчи, шелка. «Обувь меняет женщину», – говорит сам дизайнер, пара обуви может запросто определить весь образ.
В секции «Архитектура и искусство» выставлены туфли, в геометрических мотивах и формах которых можно найти отголоски работ Пита Мондриана, Александра Колдера и Пабло Пикассо. Справа эскиз модели Cereza 2001 года. Изображения Arthemisia Group |
Другие секции выставки посвящены тому, что вдохновляло и вдохновляет Бланика на создание его туфель. Так, в разделе «Природа» собраны ботанические мотивы, встречающиеся в обуви: кораллы, цветы, листья, а также животные формы, например лошади и пантеры, которые отражены в некоторых моделях. Здесь можно увидеть такую легендарную модель как Ossie – зеленые босоножки, словно оплетенные плющом с ягодками вишни. Эти туфли Бланик создал в 1972 году для показа британского дизайнера Осси Кларка, с сотрудничества с ним фактически началась головокружительная карьера мастера.
В секции «Архитектура и искусство» выставлены туфли, в геометрических мотивах и формах которых можно найти отголоски работ Пита Мондриана, Александра Колдера, Генри Мура и Пабло Пикассо. Впрочем, как говорит сам Бланик, вдохновляет его не только искусство XX века, но и такие испанские классики, как Сурбаран и Гойя. Куратор выставки Кристина Каррильо де Альборнос поясняет: «От каждого стиля Маноло старается взять то, что для него является самой сутью элегантности, женственности и красоты». Вдохновляют дизайнера и национальные традиции разных стран, что отражено в разделе «Географические влияния». Здесь можно увидеть, например, современную интерпретацию традиционных японских туфель гэта или кожаные сапожки, украшенные собольей опушкой и цветастым дамастом – тканью, популярной в России в прошлые века.
Отдельная секция посвящена отношениям дизайнера с любимыми заказчиками, среди которых была, например, Анна Пьяджи, редактор и стилист, признанная в мире моды иконой стиля. Маноло создавал для нее многие модели обуви, некоторые носят ее имя. Ну а самые драгоценные и роскошные туфли собраны в разделе «Гала». Сюда попала также обувь, созданная для фильма «Мария-Антуанетта» Софии Копполы в 2005 году (фильм получил «Оскар» за лучшие костюмы). Музей моды и костюма дополнил этот раздел исторической обувью из своей коллекции.
В Милане выставка продлится до начала апреля, а затем переедет в петербургский Эрмитаж, откуда отправится путешествовать дальше – в Прагу, Мадрид и Торонто.