Луи Вюиттон наносил такое количество своих инициалов на сумки, чтобы защитить их от подделок. Фото Reuters
В Музее декоративно-прикладного и народного искусства проходит цикл лекций «Лаборатория стиля. Life Style Lab». Лекции рассказывают о том, как принести в повседневную жизнь красоту и искусство прежде всего с помощью одежды, обуви и аксессуаров. Почему такие лекции появились именно в Музее декоративно-прикладного искусства, понятно: в самом музее большая коллекция народного и исторического костюма и предметов. Конечно, здесь не увидеть те европейские образцы, которые показывают на слайдах стилисты на своих лекциях, но можно посмотреть русские предметы. К тому же в музее проходят тематические выставки, например осенью показывали кружева от кутюр, а сейчас можно посмотреть костюмы из кинофильмов-сказок, показывающие в том числе русские традиции в одежде.
Лекции цикла рассказывают как об истории того или иного явления в мире моды, так и о современных тенденциях и дают актуальные советы. Например, перед самым Новым годом слушатели могли узнать, в чем лучше встречать наступающий год, чтобы не только угодить красному петуху, но и выглядеть стильно. Другая встреча помогла гостям создать функциональный гардероб, который стилисты сравнили с конструктором Lego: минимум деталей и максимум комбинаций. Еще один интерактивный урок рассказывал об индивидуальном стиле, и все слушатели могли прямо на лекции исследовать основы своего стиля и наметить направление его развития. Есть в программе и лекции по дресс-коду, рассказывающие о том, чем отличается вечернее платье от коктейльного и что позволяет black tie, а что white tie, и лекции по визуальным иллюзиям в одежде – как с помощью покроя, фактуры, рисунка и элементов скрыть недостатки фигуры и подчеркнуть достоинства.
Однако кроме практической составляющей программа позволяет окунуться в историю создания одежды. «Мы рассказываем об одежде как об искусстве, – поясняет ведущая лекций, стилист и имидж-консультант Елена Елисеева, – поэтому речь идет о самых роскошных и дорогих вещах, которые во все времена высоко ценились и были показателями статуса». Например, история такого привычного аксессуара, как женская сумка, полна удивительных фактов. Так, одни из первых сумочек в эпоху Возрождения вешались под платье и были ароматическими: при отсутствии антиперспирантов они были призваны отбивать запах тела. Это были роскошные предметы, сделанные из шелка, парчи, бархата, расшитые золотыми нитями. А Луи Вюиттон наносил такое количество своих инициалов на сумки прежде всего для того, чтобы защитить их от подделок. И давно стали знаменитыми истории сумок Hermes. Согласно легенде, сумка Биркин, названная в честь британской актрисы и певицы Джейн Биркин, появилась после того, как сама актриса случайно оказалась в самолете рядом с председателем правления Hermes Жан-Луи Дюма. В разговоре актриса пожаловалась на то, как трудно найти хорошую кожаную сумку для прогулок, и описала ему свои пожелания. Прообразом модели Hermes Kelly стала женская сумка «на каждый день», которую выпустила еще в 1930-х небольшая мастерская, основанная немецким мастером Тьерри Эрме. Одна из таких дорожных сумок попала в руки Грейс Келли, которая в ожидании наследника стала настоящей мишенью для папарацци. Одному из фотографов удалось сделать снимок, на котором принцесса скрывает сумкой Hermes свой округлившийся живот. С тех пор сумка получила свое имя.
По легенде, красные каблуки Людовика XIV – результат того, что монарх наступил в лужу крови. Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV. 1701. Лувр |
«Наши лекции рассказывают о том, как жить со вкусом и хорошо одеваться, – отмечает Елисеева, – они ориентированы как на молодых людей, ищущих свой стиль, так и на людей среднего возраста, желающих углубиться в историю моды». Ближайшая лекция проекта (29 января) будет посвящена обуви – удивительно, что с таким привычным элементом повседневной жизни человека связано столько историй. Например, длина носков туфель в Средние века говорила о социальном статусе их владельца, а за то, что человек надел не по статусу длинноносую обувь, могли посадить в тюрьму (и сажали). Также рассказывала не только о социальном положении, но и о профессии высокая платформа обуви венецианских куртизанок. Вокруг обуви много и легенд: считается, что знаменитые красные каблуки Людовика XIV появились после того, как монарх случайно наступил в лужу крови. Носить такие каблуки могли только сам король и его фавориты: попал в опалу – каблуки долой. Пойдет речь на лекции о и современной обуви, например о прозрачной обуви Сальваторе Феррагамо или об обуви из полиуретана, созданной архитектором Захой Хадид на 3D-принтере. Об остальных лекциях проекта можно узнать в программе Музея декоративно-прикладного и народного искусства.