Салон 2015 года дал возможность Cartier продемонстрировать свои достижения в изготовлении мужских часов высокой сложности. Фото с сайта www.sihh.org
В конце 2014 и в начале 2015 года на фоне относительно благоприятных прогнозов развития швейцарской экономики на ближайшие годы в международной прессе стали появляться сообщения о якобы предстоящих серьезных трудностях производителей часов. Отмечалось, что рост экспорта швейцарских часов, на который приходится свыше 90% их производства в стране, стал замедляться во второй половине 2014 года, а в ноябре-декабре сменился сокращением по сравнению с теми же месяцами предыдущего года.
Среди факторов, отрицательно влияющих на швейцарскую часовую промышленность, упоминались затянувшаяся нестабильность мировой экономики в целом и ослабление спроса в ряде стран, традиционно являющихся важным рынком сбыта для высококачественных швейцарских часов. Так, в континентальном Китае не только замедлились темпы экономического роста, но и развернулась кампания по борьбе с коррупцией, в том числе против дорогих подарков в виде престижных часов Swiss Made. В Гонконге, являющемся крупным импортером и реэкспортером швейцарских часов, трехмесячная «революция зонтиков» отрицательно повлияла на спрос, особенно со стороны туристов. В этом же направлении действовали длительные экономические проблемы и высокий уровень безработицы в странах ЕС, резкое снижение доходов в нефтедобывающих странах, cобытия в Украине, экономический спад и падение курса рубля в России.
Однако наибольшее беспокойство швейцарских часовщиков вызвало неожиданное решение Центрального банка прекратить с середины января удерживание национальной валюты на уровне не выше 1,20 франка за 1 евро. Отпущенный в свободный полет после трехлетнего сдерживания, франк немедленно укрепился по отношению к евро более чем на 20%. А это означало скачкообразное вздорожание швейцарских часов для покупателей во всех странах еврозоны, а также для туристов из этих стран, приезжающих на шопинг в Швейцарию.
Показательно, что на следующий день после взлета франка владелец часовой фирмы Moser&Co, между прочим, хорошо известной в дореволюционной России, направил открытое письмо руководству Центрального банка, в котором от имени малых и средних предпринимателей выразил их смятение и тревогу за свое будущее и сообщил, что некоторые зарубежные импортеры уже начали отменять сделанные ранее заказы.
Салон в режиме экономии
В такой далеко не радужной обстановке в женевском выставочном комплексе Palexpo проходил 25-й ежегодный Международный салон высокого часового искусства (SIHH-2015). Надежды на то, что юбилейный салон будет чем-то особенно выдающимся, эффектным и гламурным, не оправдались. Те же самые выставочные площади, более скромное оформление большинства павильонов, новые строгости и ограничения при отборе посетителей, отсутствие первых лиц города и кантона Женевы на церемонии открытия, отказ от традиционного павильона с некоммерческой экспозицией музейных экспонатов – вот что можно было заметить на юбилейном салоне. И все тех же известнейших участников – 12 брендов, входящих в швейцарский холдинг Richemont (A. Lange, Baume & Mercier, Cartier, IWC, Jaeger-LeCoultre, Montblanc, Panerai, Piaget, Ralph Lauren, Roger Dubuis, Vacheron Constantin, Van Cleef & Arpels), и 4 не менее известных самостоятельных бренда – Audemars Piguet, Greubel Forsey, Parmigiani, Richard Mille.
Особое внимание привлекали модели «Автомобильной серии» от Ralph Laurent с включением ценных пород тропической древесины. Фото со страницы фонда Высокого часового искусства в социальной сети Facebook |
Экономия средств не повлияла на результаты салона 2015 года, который, по оценкам прессы, можно считать вполне успешным. Более того, в период серьезных экономических трудностей салон и сопутствовавшие ему выставки оказались особенно полезными, так как смогли наглядно показать новейшие достижения и потенциальные возможности часовой промышленности.
Успеху салона в значительной степени способствовало присутствие свыше тысячи представителей СМИ со всего мира, которым организаторы и фирмы-экспоненты оказывали большое внимание. В частности, все 16 брендов ежедневно проводили по несколько презентаций своих новинок специально для журналистов, разделив их на группы по географическому и языковому принципу.
Выделялась группа российских журналистов в составе около 40 человек, организованная московским отделением холдинга Richemont. В группе были представлены самые разные издания – от гламурного Vogue и солидного Forbes до, пожалуй, наиболее делового и содержательного специализированного журнала «Мои часы».
Roger Dubuis – инновационный лидер
Описать в рамках газетной статьи выставленные на салоне экспонаты не только невозможно, но и вряд ли нужно, поскольку все существенное будет проанализировано в специализированной прессе и представлено на рекламных страницах глянцевых журналов. Однако в качестве иллюстрации хочется выделить некоторые экспозиции.
Если бы на салоне проводился конкурс на лучшее оформление павильона, то в этом году победителем стала бы женевская фирма Roger Dubuis, постаравшаяся выразить в оформлении суть своего бренда – новаторскую смелость и мастерство в изготовлении технически сложных часов высокой ценовой категории.
Отметим, что Roger Dubuis является сравнительно молодой фирмой, основанной в 1995 году и за короткий срок вошедшей в число именитых брендов, завоевав репутацию лидера по скелетонам и турбийонам, то есть на магистральном направлении развития часового искусства ХХI века.
Все пять коллекций выпускаемых часов – Hommage, Excalibur, Velvet, La Monegasque, Pulsion – отличаются оригинальными техническими решениями и легко узнаваемы благодаря характерным чертам бренда: крупному корпусу с прозрачной задней стенкой, внушительной заводной головке, тройному креплению ремешка, каретке турбийона в форме кельтского креста.
Дамская модель Excalibur Creative Skeleton Broceliande фирмы Roger Dubuis выпущена всего в 28 экземплярах. Фото пресс-службы Roger Dubuis |
При этом фирма выпускает только так называемые парящие турбийоны – самые сложные и изящные на вид. Примером является демонстрировавшаяся на салоне стильная дамская модель Excalibur Creative Skeleton Broceliande, выпущенная ограниченной серией в 28 экземпляров с корпусом из розового золота. Декоративные элементы в виде листьев из драгоценных камней как бы вплетаются в часовой механизм этой модели.
А хитом экспозиции можно считать новую модель Excalibur Spider Tourbillon Volant Squelette в титановом корпусе с каучуковым браслетом. Безупречная архитектура механизма создает впечатление паутины, в которую попался паривший турбийон.
Как подчеркивалось на презентации, Roger Dubuis является единственной фирмой, все изделия которой имеют Женевское клеймо – свидетельство соответствия самым высоким требованиям качества и прохождения строжайших испытаний, проводимых независимой организацией.
Очередная сенсация от Cartier
В отличие от многих международных выставок на салоне не практикуются опросы посетителей, но если бы они проводились, то самым сенсационным экспонатом признали бы новинку на стенде Cartier – Ballon Bleu Vibrating Setting Watch. На циферблате этих часов под стеклом подвижно закреплены многочисленные мелкие бриллианты.
Над уникальной системой их крепления с помощью микропружинок специалисты работали несколько лет и добились того, что при малейшем движении бриллианты начинают слегка вибрировать, искрясь и переливаясь всеми цветами радуги. Завораживающее зрелище, не поддающееся описанию. Ожидается, что данное изобретение, защищенное семью патентами, ознаменует прорыв не только в оформлении часов, но и в ювелирном деле.
Салон 2015 года дал возможность Cartier продемонстрировать свои достижения и в изготовлении мужских часов высокой сложности, из которых 10 моделей заслужили Женевское клеймо. Отметим также, что Cartier, как и другие ювелирно-часовые фирмы Piaget и Baume & Mercier, с успехом демонстрировала несколько моделей миниатюрных дамских часов с кварцевым механизмом, тогда как всего несколько лет назад «кварц» считался несовместимым с высокой орложерией.
Эксклюзивы от Ralph Lauren и Vacheron Constantin
Не только привлекательными экспонатами, но и оригинальным оформлением выделялся довольно скромный по размерам павильон Ralph Lauren, похожий на британский аристократический клуб любителей верховой езды. Эта фирма, часовое и ювелирное отделение которой находится в Женеве, выпускает в год чуть более 2 тыс. часов, что обеспечивает им подчеркнутую эксклюзивность. Бренд Ralph Lauren известен как противник ювелирного блеска и чрезмерного модернизма, а также как приверженец стиля «Сафари», причем с упором на путешествия, а не на охоту.
На салоне 2015 года фирма представила неожиданно большую коллекцию часов, в которых широко использованы детали, произведенные фирмами группы Richemont (Jaeger-LeCoultre, IWC, Piaget). Особое внимание привлекали шесть новых моделей «Автомобильной серии», навеянной интерьером легендарной модели Bugatti Atlantic 1938 года. Как и приборная доска этого автомобиля, часы оформлены с применением ценных пород тропической древесины.
Хитом серии явился первый для Ralph Lauren скелетон в стальном корпусе с водонепроницаемостью до 50 м. Благодаря темному цвету деталей и использованию краски Super-LumiNova для светящихся стрелок и цифр фирма добилась редкой для скелетонов считываемости показателей.
Старейшая женевская часовая мануфактура Vacheron Constantin, отмечающая в 2015 году свое 260-летие, представила семь моделей из новой коллекции Harmony. В ней особое впечатление произвел самый тонкий в мире сплит-хронограф с автоматическим подзаводом Harmony Ultra-Thin Grand Complication Chronograph, выпускаемый лимитированной серией всего в 10 экземпляров. Обратил на себя внимание и Monopusher Pulsimeter Chronograph с одной многофункциональной головкой завода и показателем частоты пульса.
Vacheron Constantin представила самый тонкий в мире сплит-хронограф с автоматическим подзаводом Harmony Ultra-Thin Grand Complication. Фото пресс-службы Vacheron Constantin |
Коллективисты и индивидуалисты
Любопытно, что некоторые участники салона организовали параллельно свои индивидуальные выставки в женевских бутиках, более скромные по размерам, но доступные для всех желающих. Так, с уникальными по сложности часами Greubel Forsey можно было ознакомиться в крупнейшем мультибрендовом часовом магазине Женевы – Les Ambassadeurs. Фирма Jaeger-leCoultre организовала в своем бутике тематическую выставку «Часы и звезды», а бренд Van Cleef & Arpels представил в центре города экспозицию часов под девизом «Поэтическое время», а Vacheron Constantin – специализированную выставку своих хронометров.
Некоторые небольшие фирмы, стремясь минимизировать расходы по аренде выставочных площадей, организовывали экспозиции в своих административных или производственных помещениях. Примером может служить фирма Romain Jerome, принимавшая посетителей в своей штаб-квартире в самом центре Женевы. Фирма выпускает в год около 2–2,5 тыс. часов, используя для изготовления корпусов и циферблатов «мистические» материалы типа метеоритов, лунной пыли, металлических деталей с космических кораблей и даже с затонувшего «Титаника».
Вместо просуществовавшей всего три года выставки независимых часовщиков Geneva Time Exhibition в этом году в дни салона был впервые организован Swiss Independent Watchmaking Pavilion, расположившийся в Международном торговом центре Cointrin всего в нескольких сотнях метров от Palexpo. Для привлечения посетителей новая выставка работала до 23.00, тогда как салон закрывался в 19.00.
К концу января выставочная активность часовых фирм в Женеве практически сошла на нет до очередной кульминации 19–26 марта, когда в Базеле будет открыт крупнейший в мире международный смотр часов и ювелирных изделий Baselworld-2015.