На двух этажах музея расположились более восьмидесяти моделей свадебных платьев с 1775 по 2014 год. Фото с сайта www.vam.ac.uk
Музей Виктории и Альберта решил проследить развитие свадебной моды за прошедшие два столетия по работам ведущих модельеров и дизайнеров. Не были забыты и важные мелочи – подвязки, ювелирные украшения, венки, фата невесты, эскизы нарядов и образцы приглашений. Выставка сопровождается видеоматериалами с кадрами исторической хроники, фрагментами фильмов, отдельным блоком идут рассказы-размышления современных дизайнеров (к примеру, самого известного на данный момент шляпника Филипа Трейси) о том, как они работали для монарших особ и знаменитостей, создавали праздничные наряды и аксессуары к ним.
День свадьбы для многих людей становится, возможно, самым главным событием в жизни, а подготовка к мероприятию иногда длится больше времени, чем последующая совместная жизнь новобрачных.
Кураторы музея собрали воедино более восьмидесяти романтичных, изысканных, классических и современных экстравагантных моделей свадебных платьев в период с 1775 по 2014 год. Выставка охватывает почти 250-летний период, лишь немного не дотягивая до круглой даты. Причина кроется в том, что почти до конца XVIII столетия понятия «свадебное платье» не существовало. Женщины Великобритании, а именно на них сосредоточено внимание экспозиции, на свадебную церемонию надевали самое лучшее и дорогое из своих нарядов. Существовала поверье, что если платье новое и чистое, то это гарантирует прекрасное будущее молодой семье. К тому же негласно считалось неприличным появляться в свадебном наряде уже после заключения брака на других торжественных мероприятиях. По сути, платье было одноразовым, и избранные аристократией светлые оттенки очень подходили своей непрактичностью – к тому же условия ручной стирки прошлых столетий запросто могли сделать такое платье негодным для последующей носки.
Наряд топ-модели Кейт Мосс и костюм её жениха Джейми Хинса – одни из главных приманок выставки. Фото PA Wire/Press Association Images/ТАСС |
Выбор свадебного костюма красноречиво говорил о положении в обществе невесты и жениха. «В XVIII веке наиболее престижной тканью для подвенечного платья невесты считалась парча, которая включала в себя золотые и серебряные нити, – поясняет посетителям выставки ее куратор Эдвин Эрман. – Это был выбор большинства невест, которые хотели подражать особам монарших кровей, но ровно до того момента, как королева Виктория вышла замуж в белом атласе в 1840 году».
Большую роль в развитии свадебной индустрии сыграли модные журналы Великобритании и Франции, отдельные гравюры с изображениями юных дев в легких белых платьях сопровождают на выставке «реальные» экземпляры.
В начале XIX века, когда общество на время отказалось от жестких корсетов, стиль ампир возродил античную строгость форм. В моду вошли платья с завышенной талией и маленькими рукавчиками-фонариками, обязательным аксессуаром невесты стали белые перчатки до локтя. Основная материя для свадебного платья – белый атлас и прозрачная ткань, спускающаяся поверх него.
Викторианская эпоха вернула упраздненный на время кринолин. Массивные платья снова утянули женщину в корсет, но добавили многочисленные ряды оборок и любовь к цветам апельсина. Начиная с 1830-х годов невесты стали украшать себя специальным убором (венок, брошь и веточки на рукава) из цветов апельсина – флердоранж. Его популярности поспособствовал Вальтер Скотт, написавший в романе «Айвенго», что невесты в Средневековье украшали себя цветами апельсина. Даже королева Виктория не прошла мимо всеобщего увлечения – на гравюрах 1840-х годов, запечатлевших венчание, ее голову украшает венок из соцветий апельсинового дерева. Кстати, королева Виктория ввела моду на свадебный торт, попросив королевского повара вместо обычного каравая сделать угощение, обильно украшенное кремом.
Самые большие изменения произошли со свадебным платьем в начале XX века. Этому посвящен раздел выставки, названный «Общественные свадьбы» (1930–1940-е годы). После Первой мировой войны в обществе значительно возрос интерес СМИ к свадьбам, особенно к бракосочетаниям известных светских пар, и наряды стали более яркими и неординарными.
В 1933 году событием года можно было назвать венчание дочери шотландского миллионера и светской львицы Маргарет Уигхэм и американского биржевого деятеля Чарльза Суини.
Подвенечное платье Маргарет создал официальный поставщик двора Норман Хартнелл, а чтобы расшить его звездами и жемчугами, тридцать швей трудились шесть недель. Конечно, большую часть времени заняла отделка роскошного шлейфа почти четыре метра длиной. Труды были оправданы, и нужный эффект был достигнут: смотреть свадьбу собрались две тысячи человек, в результате чего было перекрыто движение в Найтсбридже. К слову, на выставке можно прочесть и истории жизни обладательниц знаковых свадебных платьев. Самую скандальную прожила Маргарет Уигхэм, став даже прототипом главной героини в опере «Припудри ей лицо» Томаса Эдиса.
Не менее интересно платье Барбары Битон, сестры известного фотографа Сесиля Битона, придуманное дизайнером Чарльзом Джеймсом в 1934 году. Облегающее кремового цвета платье из шелкового сатина вполне лаконично и ничем не удивляет, пока взгляд не падает на его подол – будто раздвоенный хвост у русалки. От него как будто выстраивается вся конструкция платья, шлейфы вторят треугольнику, образовавшемуся благодаря швам, что призвано подчеркнуть изящную фигуру модели. Джеймс как-то сказал: «Все мои швы имеют смысл, ведь они делают акцент на тело».
Над платьем светской львицы Маргарет Уигхэм работали 30 швей. Фото с сайта www.vam.ac.uk |
Во время Второй мировой войны с длинными шлейфами и вычурными платьями пришлось попрощаться. Общая экономическая ситуация и нехватка ткани способствовали тому, что платья стали проще и короче.
Отголоски былой роскоши вернулись в 1950-е годы, что было связано с коронационными торжествами королевы Елизаветы II в ее величественном облачении. Свингующие 1960-е отвергли многие традиции предыдущих десятилетий как в повседневной, так и в свадебной моде. Многие невесты, да и женихи тоже не отставали, на церемонию бракосочетания одевали дизайнерские вещи, которые спокойно можно было носить и на другие мероприятия. А хиппующая молодежь 1970-х старалась не следовать принятым условностям, невеста могла запросто появиться на венчании в длинном светлом сарафане и венке из цветов. Вообще самый популярный крой платья того времени – струящийся силуэт, длинные расклешенные рукава; оголенные плечи и спина, иногда широкая кружевная «кокетка» приветствуются. Образ невесты можно смело назвать цыганским и даже «расслабленным». Кстати, сейчас свадьбы в таком стиле стали пользоваться большой популярностью у голливудских знаменитостей.
К звездным свадьбам интерес не угасал никогда. Одними из главных экспонатов, ради которых британцы и гости Лондона пошли на выставку, стали свадебное платье Кейт Мосс, созданное Джоном Гальяно, и костюм жениха Джейми Хинса нежно-голубого тона (Стефано Пилати для Ива Сен-Лорана). Не сразу угадаешь, что переливающееся сине-фиолетовое платье королевы бурлеска Диты фон Тиз, придуманное эпатажной Вивьен Вествуд, предназначалось для свадьбы. Хотя не может же невеста Мэрлина Мэнсона одеться во что-то белое и классическое? Певица Гвен Стефани на бракосочетание с Гевином Росдейлом облачилась в Диор. Рассматривая творение модного дома, можно говорить о востребованном в фэшн-индустрии в 2002 году переходе цветов – деграде, но общее впечатление – невеста упорно шла к свадьбе, уничтожая соперниц, и именно их кровью одеяние пропиталось до уровня колен. Стилист Кэти Шиллингфорд для свадьбы в 2011 году выбрала светло-серое шифоновое платье со шлейфом от своего друга дизайнера Гарета Пью. Дополнили образ готической невесты бледно-розовые волосы и бордовые губы. Однако это скорее исключение, белый цвет все равно доминирует. Будь то смелый наряд аристократки Мэри Чартерис с прозрачными вставками (его автор Пэм Хогг часто сотрудничает с Леди Гагой, так что неудивительно) или классическое платье Кейт Миддлтон, созданное дизайнером Сарой Бертон из родного, британского модного дома Александра МакКуина.
Присмотреть себе фасон свадебного платья посетительницы выставки смогут до конца марта 2015 года.
Лондон