Новая инновационная модель Cartier – Rotonde de Cartier Astrocalendaire с вечным календарем. Фото предоставлено организаторами салона
В конце января в женевском выставочном комплексе Palexpo прошел 24-й Международный салон высокого часового искусства (SIHH-2014). В этом году в нем приняли участие 16 часовых фирм, в том числе 12 входящих в швейцарский холдинг Richemont. Отметим, что группы Swatch и LVMH, а также знаменитые Rolex, Patek Philippe, Chopard и другие в женевском салоне не участвуют, предпочитая демонстрировать свои новинки весной в Базеле на крупнейшей в мире выставке часов и ювелирных изделий Baselworld.
Отличительной особенностью SIHH наряду с ранними сроками проведения и акцентом на люксовые изделия является закрытый характер салона – посетить его можно, только заблаговременно получив индивидуальное приглашение от одной из 16 участвующих фирм. Тем не менее в 2014 году на салоне побывали свыше 13 тыс. посетителей, в основном оптовики и менеджеры часовых бутиков со всего мира, а также около 1400 журналистов, многие из которых приехали не только за информацией для своих изданий, но и за контрактами на публикацию в них рекламы часов. Интересно, что соотношение, при котором один журналист приходится менее чем на десять посетителей, наблюдается довольно редко на международных выставках.
Часы и звезды
По традиции один из павильонов салона был отведен для демонстрации уникальных экспонатов из многочисленных швейцарских музеев часов. В этом году темой выставки было «Часовое искусство – дитя астрономии», что позволило показать тесную взаимосвязь, существующую с древних времен, между изучением звездного неба и прогрессом в измерении времени. Показательно, что именно на гигантских астрономических часах, установленных в ХV веке на стене Пражской ратуши, можно увидеть многие сложные функции, встречающиеся в современных карманных и наручных часах.
Среди старинных экспонатов выставки выделялись портативные солнечные часы со встроенным компасом, указанием географической широты основных западноевропейских городов и искусно выгравированными украшениями. Эти часы были выполнены из серебра в Париже в начале XVIII века в мастерской Pierre LeMaire.
Очень современно выглядели изготовленные в 1910 году настольные часы от Cartier. Украшенные бриллиантовыми звездами на зеленом фоне, эти часы показывают число, день недели, месяц и фазы луны. Cartier был представлен также историческим экземпляром золотых карманных часов с приятным боем и вечным календарем, автоматически учитывающим число дней в месяце даже в високосные годы.
Vacheron Constantin был представлен тремя экземплярами, из которых выделялись оригинальные двусторонние золотые карманные часы, изготовленные в 1918 году. Под передней крышкой стрелки показывали часы, минуты и секунды, а под задней крышкой находились индикаторы числа, дня недели, месяца и фаз луны.
Из современных наручных часов удостоился выставочной витрины многофункциональный хронограф Espada El Primero, изготовленный фирмой Zenith в 1975 году, то есть до ее вхождения в группу LVMH.
Фирма A.Lange&Sohne знает,
как привлечь внимание посетителей. Фото предоставлено организаторами салона |
Cartier впереди
Как и в предыдущие годы, по числу демонстрируемых новинок – более 100 – и по занимаемой выставочной площади впереди других оказался знаменитый дом Cartier, который был основан в 1847 году парижским ювелиром Луи Картье, быстро завоевавшим славу «короля ювелиров и ювелира королей». Лидирующее положение Cartier на салоне не удивительно, поскольку и по количеству, и по общей стоимости ежегодно выпускаемых часов этот бренд в несколько раз опережает любого другого участника SIHH.
Большинство представленных в этом году экспонатов составляли уже известные модели, обновленные посредством модного дизайна, добавления новых функций, использования новейших материалов, усиления ювелирной составляющей за счет более широкого применения бриллиантов и других драгоценных камней.
К ставшей одним из символов Cartier бриллиантовой пантере, грациозно передвигающейся по циферблату, добавились другие представители животного мира, среди которых выделялся крокодил с глазами из изумрудов. Драгоценные изделия, украшающие некоторые модели поверх стекла, теперь можно при желании отделить и использовать как брошь. Большой прогресс достигнут в изготовлении браслетов, которые могут рассматриваться как самостоятельные ювелирные украшения и к тому же отличаются особой гибкостью и комфортом при ношении.
Сенсационная новинка была представлена в совершенно новой для Cartier области часов для дайвинга, обычно считающихся вершиной прочности и надежности. Модель Calibre de Cartier Diver диаметром 42 мм имеет толщину 11 мм, что делает эти часы самыми тонкими в мире в данной категории. Часы оформлены в подчеркнуто мужском «вирильном» стиле, рассчитаны на погружение до 300 м и отвечают требованиям Международной организации стандартов (ISO), предусматривающих для дайвинговых часов восемь особо строгих критериев и самые тщательные испытания.
Об очередных успехах Cartier в изготовлении сверхсложных часов свидельствовала импозантная модель Rotonde de Cartier Astrocalendaire с вечным календарем и новой креативной системой показа числа, дня недели и месяца посредством трех концентрических дисков с «летающим» турбийоном в середине. Именно эта инновационная модель широко использовалась Cartier в рекламе во время салона.
В целом обширная экспозиция Cartier показала, что эта первоначально ювелирная фирма заняла прочное место в высоком часовом искусстве, как, впрочем, и в других областях – от изысканных духов до модных дизайнерских оправ для очков, – и превратилась в одного из мировых лидеров в области «модной роскоши и роскошной моды».
Piaget наступает
Экспозиция женевской фирмы Piaget выглядела особенно празднично в связи с отмечаемым в 2014 году ее 140-летним юбилеем. Эта фирма широко известна своими эксклюзивными ювелирными украшениями, которым отдавали предпочтение многие знаменитости, среди них: Жаклин Кеннеди, Элизабет Тэйлор и Софи Лорен.
Естественно, что и в производстве часов Piaget издавна делает упор на элегантность, использует ультратонкие механизмы. Фирма установила 12 мировых рекордов в различных категориях ультратонких часов и заслужила звание Master of Ultrathins.
На салоне 2014 года хитом экспозиции Piaget явилась модель Altiplano 900P с рекордной толщиной для часов с указанием даты – всего в 3,65 мм. Этот очередной мировой рекорд был достигнут благодаря новаторскому монтажу механизма непосредственно на задней стенке корпуса без ущерба для ударопрочности часов.
Даже на фоне общей тенденции к ювелиризации часов экспонаты Piaget выделялись особой насыщенностью драгоценными камнями. По подсчетам одного журналиста, общий вес бриллиантов на экспонатах этой фирмы составил несколько сотен карат.
Следует отметить, что Piaget была одной из немногих известных фирм, объявивших в последнее время о планах существенного увеличения производственных мощностей и выпуска как часов, так и ювелирных изделий, а также значительного расширения сети своих фирменных бутиков за рубежом.
У Zenith свой салон
Хитом экспозиции Piaget стала модель
Altiplano 900P. |
Пользуясь прибытием на SIHH многочисленных представителей часового бизнеса, некоторые не участвующие в салоне фирмы развернули в январе собственные экспозиции в бутиках или в выставочных помещениях престижных женевских отелей.
Наибольшую активность проявляет Zenith, уже пятый год подряд устраивающий для профессионалов собственный монобрендовый салон высокого часового искусства. Для этого арендуют выставочную площадь в 1000 кв. м на двух этажах отеля Кемпински с видом на заснеженный Монблан и Женевское озеро.
В этом году там демонстрировались 130 различных моделей таких известных серий, как Academy, Pilot, Captain, Heritage, El Primero, многие из которых подверглись существенному обновлению. Особое внимание посетителей привлекал хронометр Stratos Flyback Striking 10th из серии El Primero, удостоенный первой премии в категории «Спортивные часы» на женевском конкурсе Гран-при 2013 года.
Рекламные мероприятия были организованы в бутике Zenith на ювелирно-часовой улице Женевы rue du Rhone под лозунгом «Следуй за своей звездой» (пятиконечная звезда издавна является логотипом фирмы Zenith). А завершила маркетинговую кампанию пресс-конференция 29 января, на которой было объявлено, что Zenith стал официальным хронометристом проекта Spindrift Racing – парусной гонки, спонсируемой женевским частным банком Mirabaud. Проект предусматривает участие в регатах самого большого в мире тримарана с 47-миметровой мачтой, уже установившего новый рекорд в гонке Discovery Route по Атлантическому океану.
Тенденции переходного периода
При всем разнообразии демонстрировавшихся в январе часов, число которых перевалило за тысячу, можно выделить несколько общих тенденций, проявившихся в последнее время.
Прежде всего это осторожность в продвижении на рынок принципиально новых моделей и предпочтение модернизации уже оправдавших себя часов. Это, по-видимому, объясняется не только стремлением повысить рентабельность в послекризисный период, но и некоторыми сомнениями в отношении ближайших перспектив. В частности, тревогу вызывает замедление экономического роста и активизация борьбы с коррупцией в Китае, на который приходится одна треть мирового импорта предметов роскоши.
Меньше стало сверхсложных моделей, причем единственным исключением, подтверждающим правило, можно считать тенденцию к «астрономизации» часов путем добавления таких функций, как показ положения зодиакальных созвездий, лунный календарь и даже мини-планетарий отдельно для северного и южного полушарий.
Больше внимания стало уделяться удобству пользования часами, улучшилась считываемость циферблатов, распространились съемные браслеты и люминисцирующие краски, а итальянская фирма Panerai представила на салоне даже часы с заводной головкой с левой стороны специально для левшей и работников некоторых профессий.
Стремясь воспользоваться даже небольшими нишами на рынке, некоторые фирмы представили на салоне карманные и настольные часы (Cartier, Panerai, Parmigiani, Piaget, Vacheron Constantin).
Расширяются возможности выбора покупателем цвета циферблата и стрелок, металла для корпуса и браслета и т.п. Дальше других в индивидуализации часов ушла молодая женевская фирма Roger Dubuis. На салоне она объявила о создании специального отдела для выполнения пожеланий покупателей, которым будет даже предоставляться возможность самим «скомбинировать» различные элементы часов, которые затем будут собраны специалистами фирмы.
Какие тенденции получат развитие в ближайшем будущем и какие появятся вновь, покажут очередные международные выставки, в том числе ближайшая из них – Baselworld, которая пройдет c 27 марта по 3 апреля 2014 года.