«Тосканская девочка» Уильяма Холмана Ханта – безусловный топ-лот предстоящих торгов Sotheby’s. Фото пресс-службы Sotheby’s
Аукционный дом Sotheby’s привез в Москву новую предаукционную выставку, которую показывает в течение двух дней в помещении Российской академии художеств на Пречистенке. И если обычно осенние показы дома делали акцент на русском искусстве в преддверии лондонской Недели русских торгов, то в этот раз главные герои экспозиции – европейские художники. Причем волей или неволей у Sotheby’s получилась неожиданно любопытная подборка портретов.
Первое, на что надо обратить внимание, – конечно, прерафаэлиты. Интересу к ним (и, видимо, участию в выставке аукционного дома) поспособствовала только что закрывшаяся экспозиция в ГМИИ имени Пушкина, которая прошла с огромным успехом (ее даже пришлось продлить, всего, по данным Sotheby’s, выставку посетили 400 тыс. человек). Со своей стороны, Sotheby’s привез произведения Данте Габриэля Россетти и Уильяма Холмана Ханта из коллекции лордов Леверхалмов – в начале декабря они уйдут с молотка на вечерних торгах старых мастеров в Лондоне. Обе работы объединены музыкальной темой. Для «Рождественского песнопения» Россетти позировала Элен Смит, прачка, которую художник встретил в Челси и не раз писал в качестве модели. На исполненной маслом на дереве картине она изображена в венецианском платье с мандолиной, а на раме приведен сам текст рождественской песни. А в «Тосканской девочке» Хант изобразил уличную сценку в итальянском городке Фьезола – маленькая крестьянка пела своему голубю. Обе работы, купленные первым и вторым лордами Леверхальм, никогда не покидали их поместья Торнтон. Провенас и само качество произведений определили цены: за Россетти просят 4–6 млн. фунтов, за Ханта – 3–5 млн., при том что рекорд для прерафаэлитов на сегодняшний день – почти 15 млн. фунтов (за акварель Берн-Джонса, проданную на Christie’s в июле этого года). Учитывая, что Россетти и Хант – возможно, самые известные у нас прерафаэлиты, оба произведения могут вызвать интерес у российских коллекционеров. Тем более что Sotheby’s отмечает рост спроса на искусство викторианской эпохи: за последние три года количество участников этих торгов увеличилось на 30%, а число покупателей – на 150%.
Портретную тему продолжают художники начала XX века. Фаворит торгов импрессионистов и модернистов, которые пройдут в начале ноября в Нью-Йорке, – «Большая голова Диего» Альберто Джакометти. Этот портрет брата швейцарского художника настолько же узнаваем, как и «Шагающий человек» – самая дорогая скульптура в мире (продана в 2010 году за 103 млн. долл.). Бронзовый Диего был создан в 1954 году и неоднократно выставлялся на торгах: последний раз в 2010 году на Chrsitie’s за него заплатили 53 млн. долл., а сегодня оценивают в 35–50 млн. Второй портрет этого раздела – «Женская голова» Пабло Пикассо 1935 года. Трудно сказать, кто из любимых женщин на этот раз предстал на полотне: как раз в это время художник разводился с Ольгой Хохловой и ждал появления дочери Майи от Марии-Терезы Вальтер (20–30 млн. долл.).
Даже русская тема на выставке оказалась отчасти портретной. Здесь есть, например, «Портрет Якова Каган-Шабшая» Роберта Фалька, который художник предложил для выставок «Мира искусства» 1917 года, Третьяковской галереи и Венецианской международной выставки 1924 года (2,5–3,5 млн. фунтов). А также «Обнаженная» Николая Фешина, когда-то принадлежавшая актеру Джорджу Монтгомери, а потом попавшая в Художественный музей Palm Springs (он-то и продает полотно за 500–700 тыс. фунтов). Есть на выставке другие портреты – «Женский портрет» Валентина Серова (200–300 тыс. фунтов), скульптура «Девушка в венке» Михаила Врубеля (80–120 тыс. фунтов) и даже «Подмосковная электричка» Семена Файбисовича выглядит групповым портретом (60–80 тыс. фунтов).
И все же это не единственное, что может заинтересовать коллекционеров, ведь в экспозиции 45 работ общей стоимостью 140 млн. долл. Например, в Москву привезли «Смерть Лукреции» Лукаса Кранаха Старшего, одну из шести известных работ миниатюрного формата (диаметр 15 см), написанных около 1525 года. Эта работа принадлежала графу Григорию Строганову, который почти всю жизнь провел в Риме и собрал огромную коллекцию, передававшуюся затем по наследству. Коллекцию начали распродавать только после революции 1917 года – так работа Кранаха вышла на рынок. Сегодня ее оценивают в 300–500 тыс. фунтов. Кроме того, выставлена пара прекрасных пейзажей Каналетто из корпоративной коллекции HSBC (8–12 млн. фунтов) и еще одна викторианская работа – «На яхте» Джеймса Тиссо, французского живописца, много дет прожившего в Англии (2–3 млн. долл.). А русский отдел также привез пару ваз Императорского фарфорового завода 1833 года, эпохи Николая I, когда завод переживал наивысший расцвет. Обе вазы украшены жанровыми сценками музыкальных концертов: одна скопирована с работы художника начала XVII века Антони Паламедеса, хранящейся в Эрмитаже, вторая – с неизвестного полотна. Всего полгода назад они были куплены новым владельцем в Далласе из американской коллекции за 2,7 млн. долл., а теперь оцениваются в 2–2,5 млн. фунтов.