Viennafair – место, где пересекаются интересы любителей искусства и галеристов.
В столице Австрии прошла ярмарка современного искусства Viennafair. Существующий восьмой год проект начинался как локальный смотр местных достижений и в этом смысле был сродни «Арт-Москве». Однако за последние два года венская ярмарка стала для российского арт-сообщества, похоже, куда ближе и интереснее московской. В 2012 году главными акционерами ярмарки стали российские предприниматели Дмитрий Аксенов и Сергей Скатерщиков (сейчас Скатерщиков вышел из игры, и 70% акций принадлежат Аксенову). Они же поменяли арт-директоров на двух молодых специалистов Кристину Штейнбрехер-Пфандт и Виту Заман, вызвавших поначалу скептическое отношение, но быстро доказавших свою компетентность.
В итоге ярмарка совершила мощный крен. Во-первых, уже год назад в ней участвовало семь российских галерей, а в этот раз – 11. Причем помимо московских была питерская Marina Gisich, екатеринбургская Ural Vision и 16th Line из Ростова-на-Дону. Правда, для российского коллекционера ничего неожиданного участники не представили – почти все это можно было увидеть и в Москве. Так, «Триумф» привез работы Дмитрия Гутова и Максима Ксуты, RuArts – фотографии Владимира Глынина, pop/off/art – живопись Влада Юрашко. Российский интерес к ярмарке подкреплялся спецпроектами некоммерческих институций: Московского музея современного искусства, Мультимедиа Арт Музея, Института проблем современного искусства.
Во-вторых, сработала главная установка на показ искусства из Восточной Европы: среди участников Viennafair-2013 были галереи из Болгарии, Чехии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии, Словении, а также бывших советских республик Украины, Казахстана, Прибалтики. Причем не по одной чудом заинтересовавшейся галереи из каждой страны, как это бывало на «Арт-Москве», а по впечатляющему десанту – из той же Румынии и Польши приехали сразу по восемь участников.
При этом из 127 участников около трети – галереи из Австрии, что логично. На вернисаже, где, к слову, насчитали 5,7 тыс. гостей (в два раза больше, чем в прошлом году), присутствовали директора почти всех венских культурных институций и крупные австрийские коллекционеры. Но тем не менее даже спецпроекты имели «восточный» уклон. Так один из самых интересных был посвящен диалогу польского и грузинского искусства. Последнее для австрийцев особенно экзотично, несмотря на то, что в Вене есть парочка грузинских ресторанов, про эту страну мало что знают и в качестве туристическо-культурного направления она рассматривается редко. А между тем в Грузии при отсутствии галерейного бизнеса немало талантливых художников – для проекта выбрали 14 молодых авторов. В специальной программе также Казахстан, где активное развитие современного искусства началось только в конце 1990-х, а поэтому проблем там более чем где-либо. Их-то и попытались визуализировать художники, критично высказываясь об обществе, не готовом к пониманию современного искусства, об отсутствии господдержки, невозможности получить европейское образование и т.п. Наконец, в-третьих, установился приемлемый для начинающих коллекционеров и просто любителей искусства из среднего класса диапазон цен от 2 до 20–30 тыс. евро. Конечно, можно было купить вещи и подешевле: так, например, только ленивый не обратил внимание на проект «Искусство метрами» от группы «ЕлиКука» у московской галереи «Риджина», когда художники отрезали куски от рулонов с рисунками всего за 100–500 евро за метр. Были и дорогие работы, самые выделяющиеся из которых показывали австрийцы: фотографии Марины Абрамович за 80 тыс. евро (Galerie Krinzinger) и живопись и скульптура Яна Фабра за 50–150 тыс. евро (Mario Mauroner Contemporary Art Salzburg). Но общий уровень цен оставался подчеркнуто демократичным. Таким образом Viennafair за два издания фактически реализовала то, о чем «Арт-Москва» мечтала уже много лет. И если в прошлом году о двух ярмарках еще говорили как о конкурентах (тогда они даже почти совпали по датам проведения), то после сильно обмельчавшей «Арт-Москвы» этого года такой вопрос больше не стоит. Попутно Viennafair похоронила, видимо, планы возникшей недавно Budapest Art Fair, которая также создавалась с идеей объединить искусство Восточной Европы и отчасти заменила закрытую ярмарку Art Forum Berlin. Установка на развитие мощная: в ближайшие пару лет организаторы намерены вывести ярмарку на доходный уровень (напомним, что та же «Арт-Москва» чуть было не закрылась в этом году именно по причине своей убыточности). Никакой революции Viennafair не планирует и за авторитетами типа Art Basel или FIAC гнаться не собирается. Зато, похоже, выбранную нишу, которую пытались занять многие, венская ярмарка намерена крепко удерживать по крайней мере в ближайшие годы.