Директор Christie's в России Гай Визи около картины Василия Кандинского "Осенний пейзаж"
Фото предоставлено пресс-службой Сhristies.
Аукционный дом Christie's открыл в Москве новую предаукционую выставку (работает до 5 октября). Экспозиция в этот раз камерная - семь работ с двух аукционов, посвященных работам импрессионистов и модернистов, однако буквально каждое из произведений заслуживает отдельного упоминания.
Главное, на что Christie's сделал ставку, - полотна двух русских художников, высоко ценящихся на международном рынке. «Лесорубы» Натальи Гончаровой, самой дорогой женщины-художника, будут выставлены и наверняка проданы в Нью-Йорке на вечерних торгах. Эта ранняя работа не только создана в один из самых важных, знаковых периодов творчества художницы (в 1911 году), но обладает замечательным провенансом. Она участвовала в выставке объединения «Ослиный хвост» в 1912 году, а последний раз в России была показана ровно 100 лет назад — на персональной выставке Гончаровой в Художественном салоне на большой Дмитровке (потом она проходила через швейцарскую галерею Бейелер). Учитывая, что буквально через пару недель в Третьяковской галерее открывается ретроспектива художницы, увидеть эту работу на родине особенно интересно. Впрочем, еще интересней было бы, если б полотно вернулось в Россию — для этого одному из российских коллекционеров понадобится 6-8 млн. долл., в которые Christie's оценил работу. Напомним, что рекорд на работы Гончаровой на сегодняшний день составляет 10,8 млн. долл. за «Цветы» 1912 года.
Второй художник — также из категории эмигрантов и мировых звезд, хотя его работа никогда прежде в России не бывала. Полотно Василия Кандинского «Осенний пейзаж» 1911 года было написано в Мурнау - чуть ли ни из окна дома, где Кандинский жил с Габриэлой Мюнтер. В свое время пейзаж входил в коллекцию архитектора Людвига Мис ван дер Роэ, а потом оказался в собрании Яна Крюжье, крупнейшего швейцарского коллекционера и арт-дилера. Собственно его-то коллекцию Christie's также продает с молотка в начале ноября в Нью-Йорке. И Кандинский, оцененный в 20-25 млн. долл., - одно из самых дорогих произведений на этих торгах, претендующее на рекорд (сейчас он составляет 23 млн. долл. за «Эскиз к импровизации №8»). В июне этого года дом уже выставлял на продажу полотно Кандинского из той же серии, написанной в 1909-1913 годах и на сегодняшний день наиболее высоко ценящейся на рынке. «Эскиз к импровизации №3» ушел с молотка в рамках эстимейта за 21 млн. долл., но был, впрочем, интересней и колористически чище нынешнего полотна. Дополняет «Осенний пейзаж» на выставке еще одна работа Кандинского - уже чистая абстракция «Черный и фиолетовый» 1923 года из другого швейцарского собрания (4,5-7,5 млн. долл.).
Еще одно дорогое произведение в коллекции Крюжье из 150 лотов, которое Christie's однако не привез в Россию, - сделанный Пабло Пикассо в 1960-х годах железный макет скульптуры для муниципалитета Чикаго (эстимейт 25-35 млн. долл.). Крюжье был крупным дилером Пикассо: он первым провел его посмертную выставку в 1973 году и много сотрудничал с внучкой художника Мариной Пикассо. В 2004 году сам Крюжье (он ушел из жизни в 2008) привозил на Московский салон изящных искусств «Портрет Ольги Хохловой» кисти Пикассо, который тогда стал самой дорогой вещью на всей ярмарке — он стоил 60 млн. долл. От наследия художника, выставленного на нынешних торгах (около 30 работ) в Москву приехала только небольшая живописная «Лежащая обнаженная» 1908 года, оцененная в 1,5-2,5 млн. долл.
Кроме того на выставке можно увидеть натюрморт 1920 года Анри Матисса (4-6 млн. долл.), эскиз фрески для одного из бельгийских казино Рене Магритта (6-8 млн. долл.), а также полотно Жана-Мишеля Баския (2-3 млн. долл.).