«Арт-Москва» сделала ставку на недорогие произведения искусства. Фото предоставлено пресс-службой
В Центральном доме художника проходит 17-я по счету ярмарка современного искусства «Арт-Москва». Следует добавить «все-таки проходит», ведь в июле организаторы ярмарки – компания «Экспопарк» – объявили о ее закрытии и запуске нового формата. Новый формат отчасти появился, но и ярмарка все же сохранилась.
Причина перемен проста – нерентабельность. По данным организаторов, только один раз, в 2008 году, ярмарка принесла прибыль. Тогда ее оборот составил 917 тыс. долл., а количество посетителей больше 20 тыс. человек. Это был пиковый год в истории всей ярмарки, но за 17 лет он был такой единственный. «Экспопарк» просто устал платить за этот проект и прямо заявляет, что в условиях неразвитого российского арт-рынка не отказался бы хотя бы от частичного госфинансирования. Ведь есть и вторая причина возможного закрытия: «Арт-Москва» не только не приносит дохода, но в общем-то и авторитета. Ведь и по поводу качества выставляемых на ней работ в последние годы велись большие дискуссии и критики было немало.
В итоге ярмарка все же открылась, но стала более компактной и, кажется, демократичной. Отведенное под нее пространство уменьшилось до третьего этажа ЦДХ, при этом все участники получили одинаковые стенды, неочевидно разделенные между собой, так что порою не сразу поймешь, кому какое произведение принадлежит. Большую часть отвели молодым галереям с недорогим искусством. В этом, собственно, и заключалась главная идея перемен: отдать основное пространство галереям с опытом работы не более трех лет и искусством не дороже 5 тыс. евро (то есть тоже молодым, не слишком коммерческим и, как следствие, можно надеяться, – более интересным и ярким).
Персонажи современного искусства могут выглядеть очень трогательными. |
Конечно, вылезти только на таком формате было бы трудно, поэтому старожилы тоже остались, да и цены повыше на хорошие произведения не редкость. Так на стенде мюнхенской, Art&Space Gallery висит новая эффектная, сразу заметная мозаика Константина Худякова за 20 тыс. евро. А галерея Perspectiva Art выставила целую экспозицию голландского фотохудожника Хендрика Керстенса, хорошо известного своими работами, отсылающими к старым мастерам и классическому нидерландскому портрету (в качестве модели фотограф снимал свою дочь Паулу). Самое растиражированное его произведение – девушка, на голову которой надет обычный полиэтиленовый пакет, напоминающий средневековый чепец, – стоит 30 тыс. евро. Более новые работы (на стенде две премьеры) стоят от 6 тыс. евро.
Крупные же галереи под стать общей концепции выступили в необычном формате. Так, например, «Триумф», экспозиции которого обычно отличались масштабом, яркостью, а то и эпатажем, в этот раз представил этакий домашний кабинет редкостей. В антикварном шкафчике-витрине вместо античности или экзотики дальних стран – современная пластика. На стенах – маленькая графика, правда, вполне себе больших имен вроде Херста или братьев Чепмен. Экспозицию так и назвали – All the Small Things. Еще одни мастодонты – Крокин галерея – наоборот, показывают большую концептуальную и абсолютно не коммерческую инсталляцию Евгения Семенова, которую автор определяет как «психоделический символизм».
Ярмарка «Арт-Москва» получилась тихой и милой.
Фото предоставлено пресс-службой ярмаки |
В целом «Арт-Москва» получилась не просто компактной, но и на удивление уравновешенной. Много живописи, достаточное вкрапление фотографии и скульптуры (так, сразу несколько стендов выставили металлические образы молодого художника Ивана Горшкова). Несколько больших инсталляций вроде «Кинетического калейдоскопа» Василия Щетинина у галереи «Культпроект» (у них, кстати, висят работы Кирилла Александрова, одних из самых заметных и качественных произведений, возможно, на всей ярмарке). Совсем немного видеоарта (это компенсирует большой параллельный фестиваль Videonale). Немножко политики, в том числе заметная «История России XX века на топорах» Василия Семенова (галерея 11.12), приятный перформанс Марины Колдобской на открытии с нарисованным на большой стене оленем (галерея «Роза азора»).
Прибавим сюда на редкость большую некоммерческую программу выставок (на втором, жутковато опустошенном этаже ЦДХ), лекций, дискуссий и экскурсий в мастерские художников. Таким образом, если когда-то «Арт-Москва» отличалась вызовом – будь то искусству или рынку, то теперь получилось просто тихо и мило. Что вовсе не отвечает бунтарскому духу, который прежде всего ждешь от contemporary art, но, возможно, станет новой платформой для поступательного развития самой ярмарки и привлечения молодых неискушенных коллекционеров.