Эрте (Роман Тыртов) и Элен Мартини. Фото из каталога торгов
В Париже 8 июня аукционный дом Bailly-Pommery & Voutier на площадке Drout проведет аукцион работ Эрте, художника, чье имя известно в Европе и Америке, пожалуй, даже лучше, чем в родной России. Роман Тыртов родился в Петербурге, где учился живописи у Ильи Репина, впрочем, систематического художественного образования не получив. Но уже в возрасте 20 лет в 1912 году переехал в Париж, взял псевдоним, состоящий из первых букв его имени и фамилии, и начал свою головокружительную карьеру. В России о нем, как и о многих эмигрантах, благополучно забыли на долгие десятилетия, в то время как в других странах его работы стали символом стиля ар-деко с его любовью к экзотичности, богатству и праздности.
Воспитание и образование подарили Эрте тонкий вкус, эпоха роскоши и утонченности помогла раскрыться, а удачные контракты создали громкое реноме. Кем он только ни был, но почти все пути так или иначе приводили к моде. И начинал-то он в Париже корреспондентом петербургского журнала «Дамские моды». А уже чуть позже создавал силуэты платьев для Поля Пуаре, который одним из первых разглядел в молодом художнике большие перспективы. Работал над обложками Harper's Bazaar (за 22 года создав их более ста), журнала, без которого не обходилась ни одна модница 1920-х годов.
|
Яркие, экзотичные эскизы Эрте к различным постановкам
парижских кабаре оценили не дороже 1000 евро.
Фото из каталога торгов |
Выступал как художник-костюмер в кинематографе, заключив контракт с голливудской студией «Метро Голдвин Майер». Создавал театральные костюмы для балетных номеров Анны Павловой, постановок Чикагской оперы и даже для спектакля Маты Хари.
Но главное, о чем вспоминают устроители аукциона, – это все же работа Эрте для парижских кабаре и мюзик-холлов. И не только потому, что здесь, пожалуй, наилучшим образом проявилась его фантазия. Но и потому, что представленные на торгах 1000 работ художника происходят из собрания Элен Мартини, владелицы 17 парижских кабаре, которую в свое время называли не иначе как «императрица ночи». Эрте и Мартини дружили почти полвека (вплоть до смерти художника в 1990 году), для своей любимой подруги Эрте создавал украшения и интерьеры, а порою вместе они работали не только над спектаклями, но и над куда более обширными проектами – с их легкой руки был создан легендарный «Распутин».
Folies Bergеre, Lido, Folies-Pigalle, Moulin Rouge – сегодня названия парижских ночных заведений звучат почти как символы ушедшей эпохи увеселений. При этом отголосок того времени в виде эскиза длинноногой танцовщицы или мускулистого мачо, одетого в броские, изощренно скроенные лоскутки, купить можно относительно недорого. Эстимейты на все эскизы Эрте не превосходят 1000 евро, будь то костюмы знаков зодиака для Moulin Rouge, русские мотивы для «Распутина» и восточные платья для Folies-Pigalle. Среди выставленных на торги лотов есть, например, эскиз занавеса для сцены Folies Bergеre – год назад оригинал занавеса ушел с молотка за 23 тыс. евро, эскиз же оценили всего в 800–1000 евро. Тонкие, яркие, эротичные – его костюмы узнаваемы сразу. Недаром говорят даже о стиле Эрте, впитавшем лучшее от ар-деко, зрелищном, но при этом функциональном – все эти яркие модели должны были быть воплощены в жизнь и не только не сковывать движений танцовщиц, но и подчеркивать достоинства их роскошных тел.
Впрочем, на торгах есть не только эротика кабаре, но и более серьезный театральный жанр, например, весьма скромные и вполне классичные эскизы для оперы Штрауса «Кавалер розы». Однако это одна из самых поздних работ художника – постановка была осуществлена в 1980 году, когда от стиля Эрте остались одни лишь воспоминания. Но и эти работы Мартини бережно сохранила, и по сей день говоря о своем друге с большим волнением как о человеке, любившем свою эпоху, время утонченных и рафинированных женщин и легкой жизни.