Лорд Полтимор всегда рад русским клиентам. Фото автора
Аукционный дом Sothеby's сегодня и завтра показывает в Москве лоты своих будущих торгов. Сменив Исторический музей на площадку Нового Манежа, дом, возможно, несколько потерял в смысле статусности места, но получил светлое нейтральное пространство, в котором одинаково хорошо смотрятся и старые мастера, и фотография, и русское искусство, и художники-модернисты. Именно эти четыре темы, соответствующие грядущим аукционам, и стали главными на открывшейся вчера выставке.
Самый обширный раздел, конечно, русское искусство – коллекционеры и дилеры уже вовсю готовятся к русским торгам, которые пройдут в Лондоне в начале июня. Здесь помимо традиционных Ивана Айвазовского, Ивана Похитонова, Петра Кончаловского, Бориса Кустодиева есть, например, пара неожиданных работ Давида Бурлюка. Одна – «Посадка риса» японского периода – отражает влияние на творчество художника принципов футуризма (200–300 тыс. фунтов). Другая, расположенная в экспозиции рядом с одной из работ Владимира Баранова-Россине, ярко показывает, как близки были в своих художественных поисках оба художника (200–300 тыс. фунтов). Здесь же замечательный кубистский женский портрет Натальи Гончаровой, не появлявшийся на публике с 1969 года (600–800 тыс. фунтов), изумрудное «Искушение» Ладо Гудиашвили с обнаженной красавицей, хитрым паном и купанием коня, которое не покидало одну и ту же частную коллекцию с 1925 года (400–600 тыс. фунтов), южнофранцузский пейзаж Василия Шухаева, который волею судеб попал в австралийскую коллекцию (300–500 тыс. фунтов), и двойной портрет жены и дочери Николая Фешина уже американского периода, но еще сохранивший атмосферу и колорит русского времени (500–700 тыс. фунтов).
К лотам русских торгов примыкает и отдельный раздел русской фотографии. Этот аукцион также пройдет в рамках лондонской русской недели, хотя выставят на нем и восточноевропейскую фотографию – всего около 800 снимков из частной американской коллекции. Впрочем, в Новый Манеж привезли только русских – от жутковатого «Пионера» Антанаса Суткуса (3–5 тыс. фунтов) и хрестоматийной парочки из серии «Молодежь в Большом городе» Игоря Мухина (6–8 тыс. фунтов) до снимков из серии «Москва глазами Микки» Комара и Меламида, для которых художники обучили шимпанзе из Московского цирка снимать на камеру (одна из работ с самой обезьяной, утомленно опирающейся на камеру на фоне храма Василия Блаженного, оценена в 10–12 тыс. фунтов).
|
Редкая работа Эль Греко открывает
экспозицию в Новом Манеже. |
Отчасти к русскому искусству примыкает и раздел импрессионистов-модернистов. Как говорит председатель совета директоров Sotheby’s Европа и СНГ лорд Марк Полтимор, аукционный дом особенно любит русских клиентов, потому что они начинают собирать национальное искусство и, увлекшись, переключаются на другие разделы, прежде всего старых мастеров и импрессионистов-модернистов. Впрочем, последние тоже оказываются русским не чужды: здесь три работы Василия Кандинского, одна из которых 1925 года оценена в 1–1,5 млн. евро, пара типичных портретов Алексея Явленского (200–300 и 250–350 тыс. фунтов) и даже скромно примкнувший к когорте самых дорогих художников маленький холст Андрея Ланского (25–35 тыс. фунтов). Можно предполагать, что эти вещи скорее привлекут русских покупателей, чем две откровенно мрачные, даже болезненные по ощущениям работы Пикассо. Обе они – и «Натюрморт с палитрой и головой быка», написанный всего через год после «Герники» (1–1,5 тыс. евро), и портрет возлюбленной художника Доры Маар в сером платье и с таким же серым лицом 1943 года (2,5–3,5 тыс. евро) – отражают невеселую тему войны, зато имеют непререкаемый провенанс, так как происходят из собрания внучки художника Марины Пикассо. Кстати, работы и Пикассо, и Кандинского, и Явленского выставлены на торги с благотворительными целями: на вырученные деньги Марина Пикассо планирует финансировать поддержку детей-сирот, а выручка от остальных работ, происходящих из собрания предпринимателя Бранко Вайса, пойдет в пользу стипендиального фонда его имени при Швейцарской академии технических наук.
|
Русское искусство, как всегда, остается главным
на предаукционных выставках Sotheby’s.
Фото автора |
И все-таки выставка, как ни странно, открывается не русским искусством и не моденистами. Встречает зрителей «Святой Доминик в молитве» Эль Греко – специалисты аукционного дома утверждают, что работа такого качества прославленного художника XVI века попадает на публичные торги впервые за последние 10 лет. Принадлежало это произведение испанскому коллекционеру доктору Густаву Рау и теперь оценено в 3–5 млн. фунтов. Компанию Эль Греко в соблазнении русских клиентов составляют не последние имена истории искусства. Здесь оба Лукаса Кранаха – и Старший и Младший: варианты работы второго «Нимфа весны» хранятся в вашингтонской Национальной галерее искусств и мадридском Музее Тиммена-Борнемисы. Обе работы предназначены для частной продажи, поэтому цены публично не разглашаются. Помимо первых имен Sotheby’s привлекает русских коллекционеров декоративным искусством – на выставке много симпатичных пейзажей, таких как венецианский вид Микеле Мариески (500–700 тыс. фунтов), и фламандских букетов, в том числе Яна Брейгеля Старшего (600–800 тыс. фунтов) и Рашель Рюйш, которая была придворной художницей курфюрста Пфальцского, рисовала во славу своего господина аж до 83 лет и успела при этом воспитать 10 детей (1–1,5 тыс. фунтов).
Что из представленого искусства заинтересует русских покупателей, узнают только специалисты аукционного дома – клиенты не любят разглашать свои покупки. Очевидно одно: Sotheby’s хорошо подготовился к насыщенному торгами лету, и его способы соблазнения и искушения тугих русских кошельков скорее всего себя оправдают.