Итальянские бойцы Массимилиано Кутрера и Франческо Гроджа показали дуэль со шпагами и кинжалами.
Фото с официальной страницы фестиваля в социальной сети Facebook
Стены ГИТИСа и РАМТа несколько дней оглашались звоном шпаг и лязгом кинжалов – в столице проходил четвертый фестиваль сценического фехтования «Серебряная шпага». Он появился в 2007 году по инициативе педагогов кафедры сценической пластики ГИТИСа, а в этом году вышел на международный уровень. Как рассказал президент фестиваля Николай Карпов, этот конкурс в первую очередь рассчитан на студентов театральных вузов, молодых актеров и всех, кто способен держать в руках шпагу и у кого за плечами школа. Жюри состояло из актеров и педагогов, но с фехтованием не связанных, чтобы не было предвзятого мнения, основанного на личном опыте. Председателем выступил Дмитрий Певцов, в жюри входили также Петр Красилов, Юлия Рутберг, Алиса Богарт.
В Москву приехали фехтовальщики не только из разных городов России, но и из стран Европы. В итоге у жюри разбегались глаза при виде 32 конкурсантов. Оценивались, с одной стороны, безопасность боя, с другой – выразительность и чувство юмора. Францию представляли актеры легендарной компании Le Garde des Lys с красочным, почти цирковым номером «Кот в сапогах». Он получил приз в номинации «За свободу и творчество». За честь британской короны сражались студенты Академии боевых искусств из Лондона. Их номер «Путешествие во времени» был отмечен за сочетание боевых техник. Постановщик этого номера, российский актер и педагог, работающий теперь в Лондоне, Андрей Заяц рассказал, что этот сложный номер готовили два месяца. «Хотелось создать номер, в котором мы бы показали много видов оружия, – пояснил постановщик. – В нашей британской академии мы преподаем всем студентам восемь видов – рапиры, средневековые мечи и другие. Тема фестиваля в этом году – Александр Дюма и его произведения, и мы решили, что д'Артаньян будет путешествовать во времени и драться со всеми: в гладиаторском Риме, в средневековой Испании, в современной России, еще он немного дерется с полицейскими в Великобритании, ну и заканчивается все в будущем, с лазерными мечами, как у джедаев. А потом он возвращается обратно к своей любимой Констанции.
И все это силами пяти актеров. Кроме д'Артаньяна, который постоянно на сцене, у каждого из актеров было минимум три смены костюмов в течение каких-то пяти минут».
|
Главный приз достался братьям Даниле и Павлу
Рассомахиным за номер «Муки совести».
Фото с официальной страницы фестиваля
в социальной сети Facebook |
Из Италии приехали два именитых бойца – Массимилиано Кутрера и Франческо Гроджа, им достался приз ректора ГИТИСа. Этот номер показался самым ярким и Николаю Карпову. «Их дуэль со шпагами и кинжалами была самой достоверной и с точки зрения фехтования, и с точки зрения поведения. Для кого-то их номер мог показаться немного скучным, но они смогли передать напряженную атмосферу боя», – пояснил президент фестиваля. Оказалось, что Массимилиано Кутрера, который сегодня преподает сценическое фехтование в одном из театральных вузов Рима, учился у Карпова. «Мы получили приз за реализм, потому что мы фехтуем в аутентичной манере, – рассказал актер. – Это не просто дуэль, это поединок, в котором участвует Торквато Тассо. Он был не только великим поэтом Италии XVI века, но и выдающимся воином, участвовал в многочисленных сражениях. О нем говорили: с пером и шпагой нет равных Торквато. Мы показали только отрывок из театральной постановки на основе реальных событий. Автор – мой партнер Франческо Гроджа, он писатель и переводчик. Разные номера из спектакля можно увидеть, например, во дворе замка Кастелло Гинеро, что около Рима. Это гостиница, и туда приезжают множество русских».
Но все же победителями в основных номинациях и обладателями миниатюрных серебряных шпаг, которые «раздавал» со сцены РАМТа Дмитрий Певцов, стали фехтовальщики из России. Студенты из Пермской государственной академии искусств и культуры показали самый «Оригинальный бой». Как рассказали победители, полгода назад их институт признали неэффективным, но они отстояли его «со шпагами в руках». В номере «С широко закрытыми глазами» участники решили изобразить слепых со шпагами: один зрячий начинает издеваться над двумя слепыми, они объединяются и уделывают молодчика. Жюри номер понравился.
Кстати, пермчане рассказали, что в их академии девушки фехтованием также занимаются, но, смеясь, пояснили: «Женщины и бой – вещи трудно совместимые, им сложно. Нужно придумывать какие-то штучки, включать обаяние». Впрочем, это не помешало Юлии Тоненко из Оренбургского института искусств и культуры стать лучшей исполнительницей за номер «Незваный гость». Но главный приз достался все же мужчинам – близнецам Даниле и Павлу Рассомахиным, которые обнажали шпаги за родной ГИТИС. Их номер «Муки совести» – шуточный, в забавных камзолах, правда, участники вырывают друг у друга нешуточную рюмку с ядом. Сами студенты говорят, что здесь можно увидеть намек на Моцарта и Сальери, хотя конкретных персонажей в номере нет. Смотреть стоит глубже: номер- победитель рассказывает скорее о борьбе человека с самим собой, некотором раздвоении личности. И как в любом бою, до конца не ясно, кто победит.