Когда я стал заниматься нетворкингом в интересах Virgin Music (встречаться с агентами, убеждать музыкантов подписать с нами контракт, находить дистрибьюторов), мне часто приходилось обмениваться телефонными номерами, нацарапанными на салфетках. В конце концов, это были 70-е! Теперь гораздо легче связаться с людьми, с которыми вы хотите создать и развивать бизнес. Только подумайте: LinkedIn, Facebook, Google+ и Twitter дают вам возможность встречаться и взаимодействовать с другими предпринимателями, экспертами и новичками-новаторами. Тем не менее вы перемещаетесь туда-сюда, налаживая контакты, с того самого момента, как понимаете, что вашу идею стоит реализовать. Первый шаг к успеху заключается в том, чтобы создать сеть деловых связей и контактов.
Для начала посещайте профессиональные встречи и встречайтесь с ключевыми игроками. Вступите в местную деловую ассоциацию и начинайте изучать условия на местном рынке. Помните также, что вы можете встретить потенциальных наставников в бизнес-школах, клубах и бизнес-группах. Когда-нибудь, когда вы столкнетесь с неразрешимой проблемой или что-то пойдет не так, эти контакты превратятся в людей, к которым вы обратитесь за помощью. (Следующий шаг – поиск инвесторов: люди ведь покупают у других людей, и вы не особо продвинетесь, если у вас ограничен список тех, к кому вы имеете доступ, с кем можете поговорить или кому можете продать что-то.)
Создавать стартап трудно и страшно, так что важно в процессе создания сети деловых контактов искать толковых, всегда готовых прийти на помощь партнеров и сотрудников, которые понимают и разделяют ваши цели. Когда в подростковом возрасте я создал журнал Student, я работал вместе с маленькой группой студентов. Их неутомимая поддержка и наше братство были бесценны, когда мы запускали наш бизнес. Некоторые продолжали работать вместе десятилетиями, и я считаю этих людей одними из моих самых близких друзей. Мои родители тоже сыграли большую роль в этом проекте (да, ваша семья также является частью вашей сети деловых контактов – не стоит недооценивать ее способность помочь вам), без их поддержки мы, вероятно, не добились бы успеха.
Наконец, вам также понадобится сеть знакомств среди равных, так что не стесняйтесь дружить с конкурентами. Когда вы увидите, как другие люди добиваются аналогичных целей, это вам напомнит, что ваши планы и мечты осуществимы. И если масштаб стоящей перед вами задачи вас пугает, ничто так не вдохновляет, как знать, что кто-то другой уже сумел достичь похожего результата. По моему опыту, подобные моменты положили начало многим новым деловым проектам, и нет ничего плохого в здоровой конкуренции!
Почти через 50 лет после создания журнала Student команда Virgin Media начала программу «Пионеры», цель которой – помочь молодым предпринимателям создавать собственные сети деловых контактов. Как операторы и инвесторы многих проектов, мы хотели понимать, каким образом цифровое поколение справится с этим – смогут ли подкованные в современных технологиях молодые предприниматели использовать социальные сети, чтобы завести ценные деловые связи. Так что Virgin Media решила объединить усилия с ними, чтобы создать нескучную социальную платформу, которая была бы витриной для их идей.
Программа «Пионеры» началась в марте 2010 года со 100 человек. Мы дали каждому из них ноутбук, видеокамеру, широкополосный доступ в Интернет и место на нашем сайте (www.virginmediapioneers.com), которое они могли использовать по своему усмотрению. Без нашей подсказки «пионеры» начали налаживать связи, делиться идеями о бизнесе и воплощать их в жизнь теми путями, о которых они, возможно, никогда ранее не задумывались.
История компании Jammin Designs началась, когда «пионеры» Дова Оджарикре и Натаниэль Пит встретились на одном из наших мероприятий и решили объединить свои таланты. Они стали сообща разрабатывать дизайн чехлов для смартфонов и планшетников в стиле олимпийской сборной Ямайки. Они сумели сделать так, чтобы их товары продавались в Лондоне, в магазинчиках возле Олимпийского парка и в Ямайском доме, где во время летних Игр будут собираться болельщики ямайской команды.
Сообщество «пионеров» сейчас разрослось до 3000 человек, и оно продолжает привлекать тех, кто хочет обзавестись контактами и узнать о новых способах делать бизнес. Мы используем его сайт, чтобы помогать предпринимателям независимо от того, на какой стадии реализации своих замыслов они находятся. Мы вдохновляем тех, кто только ищет подходящую идею или мечтает когда-нибудь создать свой бизнес. А тем, кто пытается расширить свой бизнес, мы даем информацию и ресурсы. В прошлом году Virgin Media предложила некоторым «пионерам» принять участие в конкурсе Innovation Challenge. Целый ряд их идей вызвал интерес, и теперь изучается возможность их реализации.
Когда вы станете успешным бизнесменом, настанет ваша очередь помогать нераскрытым талантам. Я получаю огромное удовольствие, глядя, как талантливые люди воплощают в жизнь свои планы и растут в профессиональном и личном плане. Я на собственном опыте убедился, что, просто беседуя с другими людьми о том, как лучше заниматься бизнесом, можно обнаружить новые идеи и свежие подходы. В конце концов, продолжать заниматься нетворкингом – значит продолжать расти.