Тур Буманн-Ларсен. Амундсен. / Пер. с норв. Т.Доброницкой и Н.Федорова. – М.: Молодая гвардия, 2005, 520 с.
О Норвегии сейчас говорят с придыханием, как о стране с самым большим в мире ежегодным доходом на душу населения и с едва ли не самым высоким в мире уровнем жизни (что неудивительно при таких доходах). И это при том, что до 1905 года суверенного государства с названием Норвегия не было на карте мира. Не вычеркнуть из истории человечества имена писателей Бьернстьерне Бьернсона, Хенрика Ибсена, Кнута Гамсуна, Тарьея Весоса и Юхана Боргена, композитора Эдварда Грига, художника Эдварда Мунка. Один из самых известных и популярных людей ХХ столетия – этнограф и путешественник, норвежец Тур Хейердал. Но во главе этого списка стоят два имени – Фритьоф Нансен и Руал Амундсен.
Последний викинг┘ Определение бойкое и спорное. Уж чем-чем, а традиционным промыслом древних предков Руал Амундсен не грешил. Далекий потомок средневековых первонакопителей, огнем и мечом осуществлявших перераспределение в свою пользу избыточного товарного продукта послеримской Европы, Амундсен унаследовал от них только неуемное стремление к расширению географических пределов земного мира. Долгое время он носил почетный титул единственного в мире человека, ступившего на оба полюса Земли. Его бесследное исчезновение в июне 1928 года, когда он, вылетев на поиски экипажа потерпевшего крушение дирижабля «Италия», сгинул где-то в волнах Баренцева моря – финал символический. До сих пор единственными доказательствами гибели Амундсена остаются найденные летом и осенью 1928 года на берегу возле Тромсе поплавок и бензобак его гидросамолета «Латам».
Едва ли случайно, что величайшие полярные исследователи Нансен и Амундсен явились миру именно на рубеже столетий и именно из северной страны. Полярные области Земли – последние белые пятна на карте мира – оставались малоизвестными: что может быть перспективного в царствах вечного льда, снега и мороза? Сейчас, под влиянием модной геополитики, любой не очень ленивый школьник отбарабанит порцию сведений насчет минеральных ресурсов Антарктиды, которые скрыты под многокилометровым ледником в качестве запаса на черный день для всего человечества, о «кухне погоды», которой служат арктические области, о значении навигации в полярных морях, о запасах пресной воды в ледяном покрове Антарктиды, о значении полярных областей как спасительного ковчега в случае угрозы уж слишком глобального потепления (если средняя температура атмосферы Земли повысится на 10 градусов, то экваториальные и тропические зоны превратятся в раскаленные пустыни, а на норвежских скалах Баренцева моря смогут расти пальмы)┘ На рубеже веков подобная проблематика мало кого занимала – мир казался освоенным и незыблемым, и Руал Амундсен все свои дорогостоящие исследовательские предприятия проводил за счет спонсорской помощи, выколачиваемой с превеликими трудами, при скромном участии официальных властей Норвегии и при сильнейшей конкуренции иностранцев (соображения экстремального спорта и рекламы тогда большой роли не играли). Именно после трагедии дирижабля «Италия», подчеркнутой тем, что в связи с ней погиб Амундсен, внимание держав к полярным исследованиям перешло на государственный уровень, а принципы их подготовки и оснащения коренным образом изменились – возникла своего рода «полярная индустрия», утвердилось правило безоговорочного международного сотрудничества в вопросах аварийно-спасательных мероприятий в полярных зонах; после Второй мировой был выработан и утвержден экстерриториальный статус Антарктиды. У истоков всех этих начинаний стоял Руал Амундсен.
Любопытно, что единственный в советском кинематографе образ Амундсена воплотил не кто иной, как «вечный Джеймс Бонд» – Шон Коннери – в картине «Красная палатка» (1970). Этот международно профинансированный блокбастер на арктическую тему снял советский режиссер Михаил Калатозов.