Марта Цифринович. "У кукол все как у людей". - М.: "Аттикс", 2003, 395 с.
Богатый на события век двадцатый, кажется, убедил, что весь мир - театр┘ кукольный театр. Немногие уцелевшие, как будто сбежали от Карабаса Барабаса, что-то поделали, но так и остались не у дел. Все познается в сравнении: одним лучше теперь, другим хочется вернуться назад. Некоторые более-менее смогли осмыслить свою жизнь в фабуле Истории и сели за мемуары. Но ужас и депрессия от пережитого и у них соседствуют с понятной ностальгией┘
Не исключение и воспоминания народной артистки России Марты Цифринович. Впрочем, спроси у этого "народа": кто такая Цифринович, едва ли дождешься ответа. Марта Владимировна редко была на виду. А вот ее куклу - Венеру Пустомельскую - помнят и любят многие. Еще бы! Кандидат околовсяческих наук, эстрадница, телезвезда! Передача "Вокруг да около", которую вела эта кукла, была в начале 90-х чем-то вроде "Спокойной ночи, малыши" для взрослых. Но это - пик карьеры, а об этапах большого пути все-таки считает нужным рассказать ее хозяйка.
Отец Марты Цифринович - один из тех, кто создавал советскую промышленность. В 1930 году он был назначен директором калиево-магниевого завода в Соликамске, и семья вслед за ним перебралась на Урал. О соликамском детстве Марта Владимировна рассказывает в книге много и подробно: про школу, про раскуривание "Казбека" на чердаке┘ И про попытки устроить при заводском клубе театр┘ "Тогда, конечно, я не думала, что это судьба!" С восхищением вспоминает родителей, но в то же время поражается, "как умные, нормальные люди могли зомбировать сами себя, бесконечно повторяя слово "Сталин"? Как они были слепы!" Усатый горец и впрямь так зло дергал за нитки, что слишком часто эти нитки рвались. В 37-м отца арестовали, и о его судьбе долго было ничего не известно. Забрали и мать. Тринадцатилетняя Марта в отчаянии стала писать письма Сталину и "дорогому дяде Поскребышеву" с мольбами освободить родителей. Наивно? Конечно. Но в 1939 году девочка получила ответ: "В связи с Вашим письмом на имя товарища Сталина, нами затребовано дело Вашей матери для проверки". А вскоре после этого письма пришла телеграмма: "Освобождена. Еду домой. Мама". Отца расстреляли.
Грянул 41-й год. Эвакуация. Вынужденное кочевание вниз по Волге┘ Война сильно меняла людей. Смятение и страх в народе постепенно уступали место напряженной нервозности. Цифринович вспоминает: "Добрый, мещанский Плес стал другим, насупился и ощетинился. Все чаще стали встречаться злые лица, и слышалось: эти эвакуированные. Впервые на улице услышала: "Евреи┘ Жиды!" Просто не верилось". А потом был Ташкент - "город абсурда". "Холеные цветущие лица и тьма нищих на улицах┘ Равнодушное отношение к сообщениям Информбюро". Ничего не напоминает?
После войны Марта Цифринович приезжает в Москву бороться за воплощение своей детской мечты. Театр┘ Но прием в ГИТИС и школу-студию МХАТ неожиданно отменили┘ "Бродя по улицам, увидела объявление о приеме на Республиканские курсы режиссеров театра кукол под руководством Сергея Образцова┘ Решила попытаться, хотя куклы меня никогда не интересовали". Это был тот самый Случай, который, по выражению Анатоля Франса, есть псевдоним Бога. Случай, который предопределил всю ее дальнейшую судьбу. Она навсегда связала свою жизнь с Куклами.
Началась жизнь Марты Цифринович на эстраде: выступления в концертах и сольные вечера, гастроли, юбилеи. Ее куклы - певица, балеринка, Фриц, Черчилль, кассирша - быстро становились популярными. Многие из них были сделаны в соавторстве с известной художницей Екатериной Беклешовой. В том числе и легендарная Венера Пустомельская, ставшая в 60-х частым гостем "Голубых огоньков". Ее ироничные "лекции о любви" полюбились не только отечественной, но и зарубежной публике┘
Но Большой Брат неустанно следил за актрисой. Сколько времени и нервов уходило на преодоление бессмысленных препятствий! Недоброжелатели мешали вступить в партию "хороших людей". Чиновники запрещали номера. Например, безобидную "Собачью колыбельную" сняли с гастролей под тем предлогом, что этот номер может "оскорбить болгарских матерей". На смену сталинской жестокости приходил позднесоветский бред┘ В этих условиях Марте Цифринович все-таки удалось поставить спектакль "Огонь Надежды" по произведениям Пабло Пикассо. Удача вдохновила. Появилась идея осуществить еще более амбициозный творческий замысел: сделать кукольный спектакль по мотивам произведений российских художников и показать через них историю России ХХ века. Снова успех. Но ждать его пришлось почти 20 лет.
Началось безвременье - самая пора писать мемуары, подводить итоги. "Господи! Всю жизнь я отказывала себе в том, что хотела бы иметь. Приходилось бывать там, где совершенно неинтересно. Делать не то, что хочется, поступать не так, как хочется, видеть не того, кого хочется. А все во имя работы. Высокая цена!"
19 июля Марте Владимировне Цифринович исполнилось 80 лет.