-Рейтинг бестселлеров появился впервые в нашей стране в "Книжном обозрении" более 10 лет назад. Как все начиналось?
- Рейтинг, естественно, не наше изобретение. За рубежом их публикует большинство крупных изданий, отражающих книжную ситуацию. Читателям это тоже интересно - им важно понять, что сегодня наиболее популярно и то ли они читают. Мы начинали делать эти списки исходя именно из этих соображений. Но тогда полноценный список бестселлеров был в силу ряда обстоятельств просто невозможен. Первое из них: все, что издавалось, то и продавалось. К примеру, реальными бестселлерами были книги Александра Дюма. Как только в связи с перестройкой вышло некоторое послабление издателям и некоторые из них получили возможность издавать то, что люди действительно читают, первым, на кого набросились, оказался как раз Дюма. В 1988-1990 годах ежегодно пятерка его романов выходила общим тиражом примерно 70-80 миллионов экземпляров То есть шла сплошная "дюманизация" всей страны. Но назвать это бестселлерами было тяжело, потому что любая другая хорошая книга, изданная широко, тоже получила бы подобный тираж. Поэтому мы назвали первый рейтинг "Чемпионы издаваемости", где брали десятку или пятерку самых издаваемых книг - по тиражам.
- Откуда бралась информация?
- Из выходных данных! Открываешь, а там написано: миллион. И это была правда: тогда еще врать с тиражами не умели. Первый завод - миллион, второй - миллион и так далее. Я просто сидел и в столбик или там на калькуляторе складывал цифры. Тогда казалось, что дна у рынка нет - сколько издашь, столько рынок и проглотит. Никто не пускал тиражи под нож, не было залежей книг - разве что какие-то небольшие остатки малочитабельной литературы. Все хорошие книги уходили. Но потом насыщение постепенно произошло, и тиражи снизились сначала с миллионов до сотен тысяч, потом до десятков, а сегодня считается, что если продано десять тысяч тиража - это уже успех.
Тогда-то и стало интересно, какие книги все-таки покупает, а следовательно, и читает максимальное число людей. Единственный четкий критерий, который позволяет судить о популярности, - это продажи, причем розничные (если я покупаю пар-тию оптом - возможны возвраты). Получить же и суммировать информацию о продажах - задача непростая даже технически в силу хотя бы того, что у нас нет пока должных информационных сетей. Когда-то они будут, а пока те, кто занимается рейтингами, суммируют доступные данные, поступающие по факсу или по электронной почте из торговых точек своих партнеров, а потом делают некую среднеарифметическую выборку. Хотя, конечно, подлинного результата продаж таким образом не узнать. То есть узнать-то можно - у издателя, но издатель хранит эти сведения как коммерческую тайну...
- И связано это, видимо, в основном с проблемой налогообложения. Не время еще выходить из тени...
- Конечно, давать подлинные тиражи мало кому охота. А потом, траты издателей всегда шире, чем заявленные. Рэкет ведь по-прежнему существует. Рентабельность книги официально не включает эти траты, поэтому засветить какую-то суперкнигу - значит привлечь к себе и рэкетиров, и пиратов. Пираты ведь норовят скопировать все бестселлеры. Была, например, такая история с издательством "Вагриус", когда они обнаружили, что их собственная книга (весьма тогда популярная) произведена не ими. Видят, что материал не тот, расклеили книгу, обложку, а пираты оказались неаккуратными, и выходные данные их типографии оказались
как раз под обложкой, поскольку переплетный материал использовался, видимо, вторично. История эта вообще конфиденциальная - поскольку нет документов и нельзя назвать конкретных пиратов. Наказать их не удалось, но приостановить незаконное тиражирование все-таки смогли.
- Получается, исходя из вышесказанного, что и торговым предприятиям невыгодно показывать свои реальные продажи - значит, и их данные для рейтингов могут быть не вполне корректными.
- Ну, это общая беда нашей экономики: невыгодно показывать реальную зарплату, подлинную продукцию. Хотя на самом деле ряд фирм - кстати, крупнейших, тех, кто имеет возможность и силы противостоять всяким напастям экономики и криминального мира, - работает открыто. Я работал в "КО" до 1999 года и вел в том числе эту рубрику "Бестселлер", которую мы постоянно совершенствовали. Сначала мы брали только магазины, а потом выяснилось, что очень крупная, серьезная сеть распространения с лотков по всей Москве работает с издательством "Эксмо", и в технических целях, в целях контроля и учета "Эксмо", ведет свой собственный рейтинг продаж, очень тщательно выверенный - в нем было порядка восьми разных позиций, относящихся к продвижению книги на рынке, включая качественные характеристики. Как следствие взаимного доверия, я получал эту сводку со строжайшей договоренностью не показывать ее другим издателям и книготорговцам. Она была базовой при составлении списка бестселлеров. Я сверял с ней бестселлеры магазинов, чтобы иметь еще более точную картину. При этом мы аккуратно писали, что это рейтинг продаж внутри Москвы. За окружной дорогой бестселлер мог оказаться совсем другим. Несколько раз мы публиковали списки бестселлеров Санкт-Петербурга, и это были другие книги. Иногда позиции пересекались, но в целом оказывалось, что Питер в массе своей читает нечто другое. А, скажем, Владивосток, Хабаровск или Красноярск читают что-то еще. Так что бестселлер для всей страны пока не выявлен. Наверное, его можно вычислить, если работать достаточно долго - но еженедельный список для всей страны явно пока невозможен. За полгода - может быть.
- А какие-то социологические исследования в этом плане проводились - по читательским предпочтениям?
- Конечно, какие-то исследования делаются по заказам издательств. Например, в свое время было проведено серьезное исследование, посвященное женскому роману. Этого жанра в чистом виде в России тогда не было, и для того чтобы понять, привьется он здесь или нет, были проанализированы имевшиеся на тот момент опыты. Результат был положителен. После чего можно было выходить на рынок с большой коллекцией такого рода книг - и они стали популярны. Но здесь речь идет о тенденции, а не о точных цифрах. Их мы можем получить, только анализируя продажи.
- Но в отсутствие точных данных и невозможности на сегодняшний день их получать рейтинги, похоже, превращаются исключительно в PR-инструмент. Читатель узнает из них лишь то, что якобы читают все остальные. А издатель-то ведь и так знает, что у него хорошо идет, а что плохо.
- Не совсем так. Конечно, и PR тоже. Но наши издатели до сих пор не умеют его использовать. Например, если бы книга на западе получила хотя бы на одну неделю место в каком-либо рейтинге, моментально на следующем издании появилась бы крупная надпись: книга номер два или номер один в рейтинге, к примеру, "Нью-Йорк таймс". У нас до сих пор этого никто не делает.
- Зато цитаты из рецензий уже дают.
- Да, научились, хотя это на Западе опять-таки делается давным-давно. Но все же вернемся к смыслу рейтинга: для профессионала это возможность распознать перспективную тенденцию, направление. Берем хотя бы десять позиций и смотрим, что доминирует на рынке: все ли еще детектив или боевик, или какой-то новый, синтетический жанр зарождается? Так что это полезно в любом случае - поскольку картина, пусть и не вполне точная, все-таки вырисовывается.
- Какие, кстати, должны быть разделения - жанровые, качественные - в "идеальном рейтинге"?
- В рейтинге все должно быть сопоставимо. Первое реальное разделение - на мягкую и твердую обложку, потому что у них серьезная разница в цене. Следующее: нельзя сравнивать деловую книгу и, к примеру, роман - поскольку они не одинаково доступны. Далее по мере необходимости мы можем вычленять самые разнообразные разделы литературы. Скажем, журнал "Книжный бизнес" делал рейтинг по детской литературе - чем никто не занимается. Или в свое время мы завели в "КО" отдельный рейтинг "Интеллектуальный бестселлер", понимая, что заведомо эти книги не могут быть по тиражам выше беллетристики. Но ведь из десяти книг, выпущенных тиражом в 5 тысяч, две пользуются вниманием интеллектуалов, а восемь - нет. И здесь очень важны показатели продаж по магазинам, поскольку именно туда, а не на лоток приходят искать серьезную литературу. Поэтому рейтинг - это в любом случае срез рынка, он позволяет нечто изучить. И в этом отличие от персонифицированного опроса, от оценок экспертов: кем бы они ни были, это будет всего лишь отдельное, личное мнение. Рейтинг же - это градация, иерархия ценностей, и тот рейтинг хорош, который отвечает заранее заданному принципу отбора материала. Если выдерживаются правила игры - значит, все хорошо, надо только внимательно эти правила читать. А со временем, я думаю, рейтинги будут более корректными. Журналы и газеты живут скудно, и затраты на суперточный рейтинг были бы слишком велики. Мое пожелание газете "Ex libris НГ" - завести свой рейтинг. В конце концов, ссылка на рейтинг "Ex libris"а" для кого-то будет многое значить!