Плакат компании Subaru для выставки Los Angeles Design Challenge
Первая в истории автоспорта гонка прошла 119 лет назад во Франции. Тогда приз получили сразу два автомобиля – «Пежо» и «Панар-Левассор» с двигателями «Даймлер». А 107 лет назад состоялся первый регулярный Гран-При, опять же во Франции. С тех пор мировой автоспорт претерпел массу технических изменений, повлекших за собой изменения в регламенте автогонок. Скорости росли, как и опасность. Жизнь гонщика вскоре стала одним из основных критериев при составлении правил проведения гонок. Возникло множество классов, серий и чемпионатов. Но главное во всех этих соревнованиях была и остается, как это ни банально, но «жажда скорости». Она была сто с лишним лет назад, сохраняется сейчас, и останется в будущем.
«Каким будет автоспорт через 50 лет?» - этот вопрос НГ-Online задал пилотам, совсем молодым и уже именитым. Они представляют разные серии и классы современного кольцевого автоспорта, но все едины во мнении, что автоспорт изменится, но не исчезнет, потому что страсть к скорости и технике, однажды родившись, уже неистребима. А еще большинство гонщиков уверены, что бензиновым двигателям, скорее всего, придет конец. Чтобы никого не обидеть, прогнозы пилотов расположены в алфавитном порядке фамилий.
Рустам Акиниязов. Пилот команды Aeroexpress Racing (серия Lada Granta Cup)
Очевидно, и я думаю, что это распространенное мнение, что автоспорт через 50 лет будет электрическим. Уже сейчас есть электрическая формула, и она явно будет развиваться. 50 лет – это много для автотехнического прогресса. Мы на пути к разработке новых принципов движения. Не летающих машин, это вряд ли, а других энергий.
Автоспорт всегда останется соревнованием скоростей, технологий, людей и их способностей, мастерства, подготовки. Хотя и рождение нового ответвления – состязания исключительно конструкторского, вполне возможно.Через некоторое время машины по дорогам будут передвигаться без помощи человека. То есть вы будете садиться в свою машину, а дальше навигатор будет вести ее в заданном направлении. Поэтому вполне вероятно, что могут появиться виды автоспорта, где соревноваться будут только разработчики. Но мне, как пилоту, конечно, такого бы не хотелось. А хотелось бы, чтобы остались ретро-заезды на ретро-автомобилях с бензиновыми моторами, громкими, со жженой резиной, в общем, все то, что нам сейчас так нравится и что станет архаизмом через 50 лет.
Концепт-кар компании Citroen. Фото Романа Смирнова |
Наталья Гольцова. Пилот команды ВПК-Спорт (серия RRC)
В России, наверное, и через 50 лет будет печально, к сожалению. Судя по сегодняшним событиям и "развитию" автоспорта. Раньше были секции и "школы" при заводах, в которых вырастали из механиков гонщики, и этих людей, легенд автоспорта, осталось мало и они еще болеют и поддерживают его. А что сейчас? Правят деньги, и если они у тебя есть, то ты поедешь на гонки, а если у тебя есть талант, то не факт что поедешь. Не думаю что через 50 лет ситуация на счет денег изменится. За рубежом автоспорт будет развиваться, его будут продвигать СМИ, транслировать по телевидению, и на этом будут зарабатываться капиталы.
Михаил Козловский. Пилот команды Lada Sport Lukoil (серия WTCC)
Я считаю, что через 50 лет, в связи с развитием и применением новейших технологий вся автомобильная индустрия претерпит серьезные изменения. Ведь уже можно с уверенностью заявить, что в ближайшее время нас ждут такие новинки, как, к примеру, полный автопилот, - что уж говорить о сроке в 50 лет! Возможно, общий уровень профессионализма людей в управлении автомобилем упадет из-за внедрения всех систем, и между профессиональными пилотами и обычными водителями будет еще большая разница, чем в наше время. Автоспорт, несомненно, пойдет по стопам прогресса, но я думаю, что это движение не просто остановится в определенный момент, а даже сделает шаг назад, в сторону упрощения автомобиля, с целью выхода на первый план мастерства пилота.
Виталий Ларионов. Пилот команды SMP Racing Junior (серия Formula Abarth)
Сейчас автопроизводители борются за уменьшение количества вредных выбросов, другие источники топлива. Гибриды и электромобили уже добрались до гоночных трасс, например, уже в 2011г. в Москве была представлена Формула Е. Думаю, что со временем их число будет только расти . Будущее автоспорта прежде всего зависит от развития инженерной мысли, за 30-50 лет много может изменится, возможно появятся гоночные автомобили, которые сейчас даже вообразить не получается! Хочется верить, что и безопасность пилотов с ростом скорости будет только улучшаться.
Виталий Петров. Пилот, выступавший за команды Renault F1, Lotus Renault GP и Caterham F1 (серия Формула-1)
Наверное, мы будем уже летать (улыбается). Может быть, уже изобретут такие электрические двигатели, которые смогут быстро разгонять машину, батарей будет хватать надолго. А может, бензин еще останется. Вот кто мог предсказать 15 лет назад, что у нас сейчас у всех мобильные телефоны? Сложно сказать, что там через 50 лет будет.
Вероятно так будет выглядеть болид DTM в будущем.
Кадр из фильма "Я-Робот" |
Майк Рокенфеллер. Пилот команды Audi Sport Team Phoenix (серия DTM)
Как именно будет выглядеть автоспорт сложно сказать, но я надеюсь, что сами по себе подобные соревнования останутся такими же, как и сейчас. Я имею ввиду, что спортивная составляющая останется неизменной. Что касается технологий, то, конечно, здесь многое изменится. Это то же самое, если мы посмотрим на 50 лет в прошлое. Производители автомобилей, и Audi в том числе, будут работать над техническими инновациями, которые найдут свое применение в автоспорте. Но я самое главное, на что я надеюсь, что гонщикам автоспорт, по прежнему, будет доставлять удовольствие.
Роман Русинов. Пилот команды G-Drive Racing (серия WEC)
Существует много факторов, которые могут на это повлиять. Скорее всего, автоспорт все-таки будет. И зависит это, прежде всего, от количества инвестиций. Сейчас их размеры пока не внушают больших надежд. Надеюсь, что он не деградирует и не станет опять таким, как 10 лет тому назад. Если он будет развиваться хотя бы теми же темпами, как сейчас, то перспективы у нас есть. За те 13 лет, что я занимаюсь автоспортом, наша страна стала участвовать в международных чемпионатах и у нас наконец-то появилась трасса международного уровня. В России по-прежнему есть нефть, которую мы экспортируем, и определенные интересы. Посмотрим. Мне самому интересно, что произойдет за 50 лет.
Так видят гоночный McLaren болельщики команды.
Фото пресс-службы Vodafone McLaren Mercedes |
Ирина Сидоркова. Пилотесса команды Luxor Lenzokart (серия WSK)
Я думаю, что через 50 лет машины станут летать. И будет очень тесно на земле, но может быть, летать не как самолеты, а у земли. Возможно гонки будут напоминать что-то из фильма «Звездные Войны» с машинами в раскрасках спонсоров. Будет, например, такой летящий «красный бык». А еще я очень хочу, чтобы через 50 лет в гонках было столько же девушек, сколько и мужчин. А может быть сделают «Формулу-1» отдельно для женщин. Представляете, как это будет красиво! И еще я очень хочу, чтобы через 50 лет гонки были бы так же популярны как футбол у нас и чтобы даже в Олимпийские игры какой-нибудь монокласс включили.
Джеймс Томпсон. Пилот команды Lada Sport Lukoil (серия WTCC)
Возможно, через 50 лет мы уже не увидим в автомобилях традиционные двигатели внутреннего сгорания, им на смену могут прийти электродвигатели, или будут использоваться "гибридные" схемы или еще какие-либо "космические" технологии. Ведь наука не стоит на месте, и исследования в области альтернативных источников энергии сильно продвинулись вперед. Мне также интересно, будем ли мы вообще использовать колеса и шины через пол-века в гоночных автомобилях. Может, их тоже заменят какие-то другие "продвинутые технологии".
Модель гоночного концепт-кара от Hyundai.
Фото Романа Смирнова |
Сергей Трофимов. Пилот команды SMP Racing Junior (серия Formula Abarth)
Я считаю, что автоспорт через 50 лет будет более экологичным и еще более безопасным, так как все нынешние усилия федераций направлены именно на это. Но сейчас очень трудно вообразить, как это будет выглядеть через столько лет. Возможно, появятся совершенно другие машины, которые пока сложно представить, ну и переход от 2-х мерных трасс к 3-х мерных.
Борис Шульмейстер. Пилот команды Aeroexpress Racing (серия Lada Granta Cup)
Никто не может предсказать, что произойдет за полвека. Прогресс быстр, даже всего 10 лет назад автоспорт был другим. Но есть тенденции, которые мы видим уже сегодня. Все большую роль играет электроника, как на стадии конструирования гоночной техники, так и на стадии ее эксплуатации. В автомобиле становится все больше и больше электронных систем, которые помогают пилоту управлять автомобилем. Растет применение электрических двигателей в мото- и в автоспорте. То есть, если говорить коротко – увеличение электроники, уменьшение расхода топлива, применение современных технологий на всех стадиях. Помимо современных технологий, можно говорить еще об одной тенденции, на мой взгляд, как гонщика, очень неприятной и критической. Популярность автомобильного спорта падает во всем мире. Этому есть простое объяснение. К счастью для нас, но к большому сожалению рекламодателей и зрителя автомобильный спорт стал не таким опасным, каким он был в начале прошлого века. К несчастью, смерти в автоспорте пока не исключены, но их количество резко упало за последние 50 лет. А как ни печально признавать, человечеству все еще нужны кровавые зрелищные сцены, и чем их меньше, тем спорт менее популярен. Еще один немаловажный фактор падения популярности автоспорта во всем мире – всеобщий зеленый тренд в мире. Автомобильный спорт далеко не самый экологичный вид спорта. Все это дает понять, что в таком виде, в каком автоспорт функционирует сейчас, он не сохранится. Но надеюсь, что для людей, которые любят скорость, любят честную конкуренцию и у кого есть «бензин в крови» сохранится возможность выяснить кто быстрее. Пусть она и сильно видоизменится. (Борис Шульмейстер представил для опроса более развернутый ответ, который мы сочли весьма интересным и публикуем отдельно).
НГ-Online выражает благодарность в подготовке материала всем пилотам, их представителям и представителям команд: Ксении Вершининой (Aeroexpress Racing), Светлане Лысяковой (Lada Sport Lukoil), Марии Мельниковой (Роман Русинов, G-Drive Racing), Оксане Трофимовой (Сергей Трофимов, Виталий Ларионов, SMP Racing Junior).