Фото предоставлено агентством "Манускрипт"
История непопадания российского пилота «Формулы-1» Виталия Петрова в гоночный пелетон сезона 2013 года вызвала целую волну слухов, домыслов, комментариев и оценок. Еще больше тумана напустил в своем интервью сам Виталий Петров, пообещав, что в ближайшее время расскажет о своих ближайших планах общественности, что лишь «раззадорило» публику. Оксана Косаченко о планах Петрова, по ее словам, ничего не знает, но собравшимся на встречу журналистам ведущих российских печатных СМИ, она рассказала некоторые подробности осеннее-зимних перемещений пилотов в командах, а также о ее новой должности и работе на базе команды Caterham в Лэнгли. И самое главное: как же так вышло, что российский гонщик остался без места боевого пилоты «Формулы-1».
О несостоявшемся контракте Виталия Петрова.
«Я сделала абсолютно все, что смогла. У меня нет своей собственной команды «Формулы-1». Если бы она была, то первым кого бы я пригласила, был бы Виталий Петров. В течение декабря - февраля я получила бесчисленное количество отказов от спонсоров. Денег на выступления Виталия нам не дали. Что касается места в команде Caterham, то ее владелец Тони Фернандес еще в октябре непрозрачно намекнул, что не намерен продолжать сотрудничество. Я давила на Фернандеса до февраля. Он говорил все это время, что подумает, но на самом деле ответ был очевиден. В планы команды 2013 год входил как подготовительный к сезону 2014-го, когда в «Формуле-1» произойдут серьезные изменения, и к этому моменту команде нужны молодые подготовленные пилоты. Далее возникла дискуссия о том, что предпочесть в 2013-м году: взять опытного пилота или молодого, но с деньгами. У Виталия опыт уже накопился. На своем уровне он мог помочь команде. Ситуация полностью стала ясна к началу февраля. Я позвонила Виталию и обрисовала положение дел, предложив сгоряча не действовать, взять паузу на пару недель, а потом поговорить о тех предложениях, которые есть. А варианты были разные, один из которых – остаться в команде Caterham в качестве консультанта. Другой вариант – поехать вместе с Бруно Сенной в «Ле Мане» на Aston Martin, также было предложение поехать в DTM. Виталий мне ничего не ответил, но потом из прессы стало известно, что он хочет только в «Формулу-1». (В своем комментарии Петров сказал, что «не хочет сбить руку», имея ввиду выступление в других сериях кольцевых гонок - НГ). Я знаю, откуда пошло это выражение – «сбить руку» - оно пришло из далекого 2004 года и принадлежит Винченцо Соспири. Мне это не очень понятно, но у каждого есть свое понимание, в том числе и у Виталия по этому вопросу.
Самый реальный шанс поехать в этом сезоне в «Формуле-1» был в Caterham. Все остальное команды выдвигали гораздо более высокие финансовые требования.
Никакой проект, касающийся Виталия Петрова не закрыт. Есть долгосрочный контракт, и он действует. Но началось-то все не с Петрова. Началось все с Сергея Злобина. Он – просто гигант. Он пробил стену в паддок, притащив колоссальные спонсорские деньги в Формулу Один. Как Сергей это сделал, я не знаю, я у него в то время работала пресс-секретарем и не имела никакого отношения к привлечению средств «Газпрома» к Minardi. Но с того времени я стала обрастать серьезными контактами в мире автогонок.
Если у человека есть уверенность (что он будет выступать в следующем сезоне в «Формуле-1»), значит за этим что-то стоит. Тем не менее, я считаю, что никогда не надо захлопывать двери, потому что в жизни может случиться все что угодно, и иногда придется просить помощь у теx, перед кем ты недавно xлопнул дверью. На настоящий момент, возможно, Виталий сам знает как себя лучше продать, потому что за те годы, что он выступал, накопилась определенная популярность и закрепился интерес к нему зрителей и прессы. Ни я, ни мои партнеры, мы не собираемся вставлять Виталию палки в колеса.
Если кто-то хочет обвинить меня в том, что Виталий сейчас не на стартовой решетке, то я согласна. Да, я виновата. Я без государственной поддержки денег найти не смогла. И во многом причина отсутствия госпомощи кроется в выступлении Виталия в интервью после гонки в Абу-Даби в 2011 году. А вы знаете, кто был его спонсором в 2011-12 годах помимо «Ростехнологий» и «Сибура»? Они дали 50% бюджета, а остальные дал… Жерар Лопес (владелец команды Lotus). И у меня есть контракт о том, что он три года обязуется оплачивать половину суммы за Виталия Петрова и он свои обязательства на протяжении двуx первыx лет честно исполнял».
Общественное мнение: Оксана Косаченко своего пилота не пристроила, зато нашла себе место в той же команде.
«Время все расставит по своим местам. У нас была возможность сделать так, чтобы российский пилот оказался в «Формуле-1». И мы это сделали. Все. Миссия выполнена. Для того, чтобы Виталий оказался в Ф1, я применила все свои связи и все свои знания. И он с первого года выступал за топовую команду. У него было все, чтобы продолжить выступления в составе этой команды и дальше. Но, как говорится, что-то не срослось. Пилот в F1 – часть бизнес-процесса. Его нужно туда интегрировать с учетом всех компонентов, и спортивная составляющая – только одна из них. В прошлом году нам удалось «упаковать» Виталика и представить его «Вертолетам России». Так вот теперь «Вертолеты» остались, а Петров – нет. Они поняли, что конкретно им нужно в данной бизнес-игре. К сожалению для большинства болельщиков Петрова, спорт в этом проекте оказался на последнем месте. Как чисто спортивный проект продать можно только лидера, Алонсо, например. Или человека с именем, скажем, Шумахера. Лично мой фокус сейчас сместился. Пилотами сейчас полностью занимается «Манускрипт». С конца 2010 года у меня было предложение работать в команде «Формулы-1», которым я не воспользовалась, когда мы уходили из «Лотуса», потому что Виталика удалось определить в Caterham. А когда стало понятно, что его в новом сезоне не будет, я приняла предложение работать в команде. Причем последовательность действий именно такая: сначала окончательно отказали ему, потом в команду пригласили меня. И я в «Катерэме» не вместо Петрова и не на месте Петрова. Связи между теми спонсорами, которые сейчас есть в Caterham и трудностями с устройством Петрова, нет вообще никакой. Я хочу развиваться дальше, прогрессировать. Я могла пойти работать, скажем, переводчиком или библиотекарем, а могла пойти в «Формулу-1». Я выбрала второе. И я уверена, что теперь мне будет даже легче что-то сделать для наших пилотов, находясь внутри паддока. Например, Дмитрий Суранович входит в молодежную программу Caterham. И Виталий мог бы остаться внутри команды».
О подходах Caterham и других команд к спонсорским контрактам.
«В команде, где я сейчас работаю, несколько иной подход к работе с партнерами. Наша команда молодая, и нам важно технологическое развитие, в котором могут принять участие наши спонсоры. Например, Dell нас поддерживает компьютерным обеспечением, «Вертолеты России» заняты проектами в сфере аэродинамики. Понимаете, Жерар Лопес так поднял имидж брэнда Lotus, что они могут просто продавать наклейки на машине. Нам же надо скомпоновать отдельное предложение каждому клиенту, в котором сама команды «Формулы-1» станет лишь надстройкой на целой совокупностью прочиx возможностей группы Tune, футбольного клуба QPR или авиакомпании AirAsia. По сути мы продаем контакт с аудиторией. Для увеличения нашего присутствия в телеэфире, я веду три месяца переговоры с компанией, которая занимается теле-трансляцией гонок «Формулы-1». Нам хотелось бы, что мы чаще попадали в кадр. И мы, и Marussia, вполне этого достойны – у нас идет своя борьба и страсти на трассе порой кипят нешуточные. Что касается будущего сезона, то надо отметить, что работа над машиной 2014 года уже началась. Мы ведем активные переговоры с Renault для тог, чтобы интегрировтать эту компанию в бизнес группы Caterham. Недавно подписано соглашение о создании совметсного предприятия между этими компаниями. Мы будем вместе возобновлять выпуск легендарного «Альпина». Сейчас все идет к тому, что именно Caterham будет базовой командой для Renault. У нас пока еще нет подтверждения, но я думаю, что новый двигатель 2014 года будет презентован на базе нашей машины.
Невозможно уравновесить команды с историей в 30-50 лет и команды, которые в «Формуле-1» недавно. Как можно нас сравнить с Ferrari? Именно поэтому мы и ищем другие бизнес-решения и другие подходы в развитии. Я считаю, что в «Формуле-1» многое устарело и требует перемен. Даже небольшие изменения могут представлять интерес. Я активно борюсь с закрытостью «Формулы-1»: мы живем там, как в зоопарке. Люди, пришедшие на гонки, платят огромные деньги, и они должны иметь возможность ближе общаться с командами. Мы покупателю явно недодаем услуг за его деньги. Я сейчас активно работаю над предложением на эту тему, которое в конце апреля представлю Берни Экклстоуну».
Команду SMP не должна постигнуть судьба RFR.
«У нас в прошлом году была российская команда RFR в Мировой серии Рено. Ее история как-то так очень быстро закончилась. Не дай бог, такое случиться с SMP. Я считаю, что в SMP самый правильный заход в автоспорт. Во-первыx, - они профессионалы. Во-вторыx, они грамотно рассредоточили инвестиции. У них много спортсменов, есть хороший серьезный брэнд, который они раскручивают. И у них для каждого спортсмена индивидуальная программа. В SMP не заявляют, что завтра они будут уже выступать в «Формуле-1». Они создали базу для молодежи и с ней работают. И это очень правильно».