13.01.2000
Создателям спектакля "Дрейфус", которому суждено было стать первой московской премьерой 2000 года, не откажешь в серьезности намерений: к исполнению на камерной сцене они выбрали тяжелую, мрачноватую пьесу о событии вековой давности - деле капитана французской армии Альфреда Дрейфуса, еврея, незаконно обвиненного в шпионаже в пользу Германии. Процесс, задуманный как антисемитская кампания и превратившийся в свою противоположность (знаменитым стало письмо Эмиля Золя в защиту Дрейфуса, хотя на защиту встали многие интеллектуалы Европы), кажется слишком далеким от нашего времени, которое знает усовершенствованные формы шовинизма.
23.12.1999
В России нет сегодня западного режиссера популярней Деклана Доннеллана. Идя на его очередной спектакль, мы твердо уверены в том, что увидим: оголенные стены, густой свет прожекторов и, кажется, никаких звуков, помимо актерских голосов. Актеры, одетые в какую-нибудь военную униформу, стремительно выйдут на сцену, соберутся в мизансцены, затем разойдутся в стороны, через несколько минут заговорят, в то время как незаговорившие замрут подле других, дискутирующих. И будут светски поглядывать друг на друга. Это стиль Деклана Доннеллана.
10.12.1999
Михаил Казаков играет роль Шейлока хорошо, словно восставая над беспорядком - как на сцене, так и внутри пьесы. Спектакль Театра имени Моссовета про то, как христиане уморили честного еврея. Только в финале спектакля будет попытка примирить верования - на темную сцену вынесут зажженные менору и простую свечку (такую попытку прежде предпринял Марк Захаров в "Поминальной молитве"). Шейлока больше нет на свете. Это панихида.