Мало кто верит, что боевые действия в Сирии завершатся скоро. Фото РИА Новости
Готовность президента Сирии Башара Асада «обсуждать внесение изменений в Конституцию» и проводить выборы парламента и главы государства, о которых вчера сообщили СМИ российские парламентарии, – оказалась ожидаемой. О том же накануне сказал глава МИД РФ Сергей Лавров, отметив, что «успехи сирийской армии должны привести к началу политического диалога». Но пока рано говорить о серьезных победах правительственных войск в Сирии, как и о том, что Москва наладила контакты с умеренной сирийской оппозицией.
Политический диалог будет главной составляющей налаживания мирного процесса в Сирии. Москва поддерживает Асада и в боевом, и в политическом плане.
Но также РФ наладила прочные контакты с шиитскими и курдскими группировками, а сейчас упорно налаживает контакты с так называемой умеренной оппозицией из Сирийской свободной армии (ССА), основу которой составляют офицеры-сунниты, бежавшие в свое время из правительственных войск Асада. Состав этой оппозиции неоднороден, и недавно Сергей Лавров назвал ССА «фантомной организацией». Между тем именно с отрядами ССА, которые, несмотря на свою разобщенность, представляют реальную силу в Сирии, РФ ищет сейчас связи, предлагая им боевое взаимодействие. Такие планы поддерживает Асад, обсуждавший, по словам президента РФ Владимира Путина, эту тему в Москве. Но боевое крыло ССА пока против сотрудничества. Об этом, к примеру, сообщила в субботу спутниковая телестанция Al Arabia. «Вооруженные группировки, входящие в состав ССА, ответили отказом на готовность России координировать с ними борьбу против боевиков запрещенного в РФ террористического «Исламского государства» (ИГ)», – отметила Al Arabia.
В сюжете телестанции есть ссылка на представителя ССА Ахмеда Сауда из «13-й бригады», который выступил с утверждением о том, что Россия «не может сотрудничать с повстанцами и одновременно поддерживать режим Башара Асада». С его точки зрения, «российская авиация должна сначала прекратить бомбардировки». Между тем российские СМИ сообщили о том, что контакты с ССА все же налажены. Они отметили, что Фахд аль-Масри – один из основателей Свободной сирийской армии и координатор так называемой Группы национального спасения, объединяющей ряд военных и политических лидеров сирийской оппозиции, – от имени своих единомышленников направил РФ предложение провести в Каире переговоры о взаимодействии при урегулировании ситуации в Сирии.
Российские эксперты чего-то значимого от этих переговоров не ждут. Скажем, сотрудник сектора Ближнего Востока Российского института стратегических исследований Арсен Хизриев считает Фахда аль-Масри «человеком невоенным, далеким от реальной политики». Если с него РФ начнет контакты с сирийской оппозицией, то «можно только предположить число «лидеров» и «представителей ССА», с которыми наши дипломаты встретятся в ближайшие месяцы», – делает вывод Хизриев.
Военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев считает, что отказ ССА координировать с Россией борьбу против ИГ обусловлен зависимостью полевых командиров от США и других стран, заинтересованных в быстром устранении Башара Асада. «Чтобы побудить группировки ССА к диалогу, необходимы крупные успехи правительственных войск. А этого, к сожалению, пока не наблюдается», – отмечает эксперт. При этом он подчеркивает, что сейчас ССА и другим группировкам, воюющим с Асадом и ИГ, по-прежнему значительную военную помощь оказывают американцы и турки. Неткачев напоминает, что «напрямую из Вашингтона» отрядам ССА в нынешнем году были поставлены противотанковые ракетные комплексы BGM-71. Благодаря этому ССА одержала ряд тактических побед, уничтожив значительное число бронеобъектов сирийской армии. «Есть сведения, что в свое время переносные зенитные комплексы сирийской оппозиции поставляла Турция. И это тоже способствовало потерям авиации армии Асада», – говорит эксперт.
Неткачев обращает внимание, что Турция начала активную поддержку отрядов ССА, воюющих в ряде северных и северо-западных провинций Сирии. Как сообщает интернет-портал «Русская весна», ссылаясь на данные ополченца из Донбасса с позывным «Тимур», который действует сейчас в отрядах курдского сопротивления, «на территории Турции были еще до начала операции российских ВКС (Воздушно-космических сил. – «НГ») в Сирии сформированы некоторые резервы из подготовленных боевиков». По сведениям «Тимура», сейчас их направили «в провинцию Хама и в долину Эль-Габ, навстречу наступающим сирийским войскам». Ополченец утверждает, что «в Эль-Габе значительную часть боевиков составляют выходцы из центральных и южных регионов Сирии и приезжие с Кавказа и Средней Азии. Есть, говорят, и группа крымских татар». Таким образом, боевая обстановка в Сирии уже в ближайшее время может еще более осложниться. И это несмотря на успешные бомбардировки, проведенные российской авиацией. «Тимур» сообщает, что «ИГ пытается наступать на армию САР и «Нусру» (группировку «Джебхат ан-Нусра». – «НГ») и одерживает временные тактические успехи». В частности, пишет он, боевики захватили высоты вдоль трассы Алеппо–Хомс на участке Ханассир–Эль-Хаммам. «Это может затруднить переброску подкреплений сирийским войскам, наступающим у аэропорта Квейрис», – делает вывод ополченец.
Если сейчас Асад решится на проведение президентских и парламентских выборов, то участие в них суннитской умеренной оппозиции маловероятно. При поддержке Саудовской Аравии, США и Турции боевики ССА и другие группировки продолжают воевать как против ИГ, так и против правительственных сирийских войск. В этих условиях, когда Асад контролирует только треть территории страны, мировое сообщество вряд ли признает проведение выборов в Сирии легитимным. Москва, видимо, будет добиваться прекращения сторонами войны. Но, зная позицию оппонентов Асада, реализация этого сценария маловероятна. Скорее всего российские усилия будут нацелены на полное уничтожение боевой оппозиции, с тем чтобы принудить ее к политическому диалогу. Это тоже очень маловероятный сценарий, и есть опасения, что Россия будет участвовать в урегулировании сирийского кризиса еще долгие годы.