Турецкое влияние проникло в самое сердце Дамаска. Фото Reuters
Руководство Израиля должно просчитывать вероятность прямого конфликта с Турцией. Такая рекомендация содержится в отчете правительственной комиссии по анализу оборонного бюджета. Его авторы считают, что приход к власти в соседней Сирии близких к Анкаре исламистских группировок может создать для еврейского государства более серьезный вызов, чем действия некогда активных на этой арене шиитских формирований. Если Сирия станет оплотом суннитского экстремизма и будет беспрепятственно проводить интересы Турции, то это угроза самому существованию Израиля, считают аналитики.
Предупреждения по поводу Сирии приводятся в новом отчете Комитета Нагеля – израильской правительственной комиссии по анализу оборонных расходов. «Мы не должны забывать, откуда пришли повстанцы и их лидеры, – говорится в документе. – Надо учитывать, что Израиль может столкнуться с новой угрозой, которая возникнет в Сирии. В некоторых отношениях она может быть не менее серьезной, чем предыдущая, – в виде экстремистской суннитской силы, которая также не примет само существование Израиля». Авторы исследования подчеркивают, что некогда представлявшие опасность в Сирии шиитские боевики, близкие к Ирану, были ограничены в своих действиях – благодаря регулярным бомбардировкам израильтян и давлению со стороны Дамаска.
«Проблема обострится, если сирийские силы превратятся в эмиссаров Турции, что станет элементом реализации ее мечты о восстановлении прошлой славы Османской империи, – отмечает Комитет Нагеля. – В этом контексте мы должны учитывать, что ввод турецкой армии в Сирию может ускорить перевооружение Сирии относительно быстрыми темпами». Руководству еврейского государства рекомендовали использовать политику «полного устранения угроз и максимального реагирования» в сочетании с профилактическими и упреждающими мерами. Неограниченная активность турецких «прокси» на соседней северной арене может спровоцировать прямой конфликт между Израилем и Турцией, допустили члены специальной комиссии.
Для того чтобы еврейское государство было готово к нейтрализации «турецкой» угрозы, правительству рекомендовали работать над военным оснащением – приобрести дополнительные истребители, самолеты-заправщики, боевые беспилотники и спутники для укрепления возможностей по нанесению ударов на дальние дистанции. Вместе с тем Израиль нуждается в восстановлении истощенной системы противовоздушной обороны, уверены в Комитете Нагеля: ему необходимо работать над пополнением арсенала таких средств, как «Железный купол», «Праща Давида» и «Хец». Отдельное внимание еврейского государства должно быть сосредоточено на укреплении пограничных сооружений, считают специалисты по оборонному бюджету.
Комментируя появившийся отчет, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху признал: «Мы наблюдаем фундаментальные изменения на Ближнем Востоке. Иран долгое время был нашей величайшей угрозой, но на арену выходят новые силы, и мы должны быть готовы к неожиданностям. Этот доклад дает нам дорожную карту для обеспечения будущего Израиля».
В качестве одного из средств сохранения баланса еврейское государство выстраивает контакты с альтернативными силами Сирии. Недавно его министр иностранных дел Гидеон Саар провел телефонные переговоры с Ильхам Ахмед, политической представительницей Демократических сил Сирии (ДСС) – контролирующего северо-восток Арабской Республики военного альянса с курдской доминантой. Как сообщили курдские новостные агентства, шеф израильской дипломатии дал ДСС «позитивные гарантии» по поводу будущего автономии, которая де-факто функционирует в зонах оперативного контроля альянса и не хочет интегрироваться в новое сирийское государство. Отдельно Израиль ведет переговоры с южными фракциями сирийской оппозиции, некогда получавшими гуманитарную помощь от еврейского государства.
Турецкие СМИ считают, что Израиль не против превратить ДСС, которые долгое время опирались на политическую и военную помощь США, в собственные прокси-силы. Тем более что курдские отряды после падения Дамаска 8 декабря 2024 года напрямую обращались за помощью к правительству Нетаньяху. Газета «Йени Шафак» выступила с откровенным заявлением, что Израиль вполне способен «оккупировать Дамаск, чтобы отвлечь внимание Турции и создать пространство для маневра» для курдских формирований. Издание развивает конспирологическую версию о том, что еврейское государство хочет создать у южных границ Турции «террористический пояс», который бы простирался от Ирана до Восточного Средиземноморья.
Пока Израиль сфокусирован на активности однозначно враждебных элементов. Так, в разговоре с изданием «Едиот ахронот» официальные лица еврейского государства заявили о попытках палестинских фракций закрепиться в Сирии после падения центрального правительства. Ключевые группировки сектора Газа еще на заре гражданской войны 2011 года поддержали сирийскую оппозицию, так что нынешняя ситуация в республике создает для них идеальную «точку входа».
У Израиля нет прямой связи с новыми властями Сирии, но у него налажен канал обратной связи для отправки предупреждений, утверждают источники «Едиот ахронот». Они подчеркивают: правительство Нетаньяху не впечатлено попытками лидера сирийских исламистов Абу Мухаммеда аль-Джулани (настоящее имя – Ахмед аль-Шараа) наработать «умеренный» имидж и получить доверие международного сообщества за счет обещаний. У Израиля нет никаких иллюзий: после того как группировки восстановят полный контроль над Сирией, их внимание будет приковано к еврейскому государству, делятся опасениями собеседники «Едиот ахронот».
В том, как будет выстраиваться внешняя политика новой Сирии, многое будет зависеть не столько от эволюции суждений самого аль-Джулани, сколько от его отношений с Турцией и другими фракциями сирийской оппозиции, в свою очередь, подчеркивает в одном из своих ситуативных отчетов израильский исследовательский центр «Альма». По его мнению, сирийские исламисты фрагментированы, и это не может не оказывать влияния на позицию Дамаска.
Турция и Израиль пока что не демонстрируют ничего, кроме как желания нагнетать ситуацию, заявил «НГ» востоковед Руслан Сулейманов. «Еще в октябре минувшего года Реджеп Тайип Эрдоган говорил о том, что Израиль якобы имеет планы по нападению на Турцию, – напомнил эксперт. – Но за прошедшие месяцы ничего подобного мы не увидели. Ни Анкара, ни Тель-Авив не заинтересованы в военном конфликте. Та же Турция, несмотря на обострение риторики Эрдогана в отношении еврейского государства после эскалации конфликта в Газе, не прекратила торговлю с Израилем. Турецкие корабли продолжают спокойно заходить в израильские порты, и Турция по-прежнему остается ключевым транзитером нефти в еврейское государство».
Собеседник «НГ» допустил, что и правительство Эрдогана, и кабмин Нетаньяху говорят об угрозе вооруженного конфликта в большей степени для сплочения собственного электората. «Без сомнения, Турция и Израиль являются главными выгодоприобретателями последних событий в Сирии, и их интересы действительно могут столкнуться на сирийской территории. Но едва ли это дойдет до прямого вооруженного противостояния. Ни та, ни другая сторона в этом не заинтересованы», – резюмировал Сулейманов.