Фото Reuters
Французское правительство, судя по всему, решило пойти ва-банк. К атаке на российский «Мистраль» подключился еще один министр. На этот раз – глава военного ведомства Франции Жан-Ив Ле Дриан, заявивший 5 декабря в эфире BFM TV–RMC, что его страна может вообще не отдать России оплаченные ею десантно-вертолетные корабли-доки (ДВКД) типа «Мистраль».
«Мы можем вообще не передать, Россия должна отдавать себе отчет в этой ситуации, – заявил министр в беседе с известным журналистом и радиоведущим Жан-Жаком Бурденом. – Мы не можем осуществить передачу в контексте тех напряженных условий, в которых мы находимся сейчас».
Ранее, 25 ноября, президент Франции Франсуа Олланд заявил, что передача первого корабля отложена до нового распоряжения в связи с тем, что ситуация вокруг Украины не нормализуется. О каком «распоряжении» говорил французский президент и от кого и кому оно должно поступить – не совсем понятно. В любом случае ситуация с «Мистралями» выглядит уже как дешевая бульварная комедия. Причем французская сторона даже не может обеспечить надежную охрану корабля – недавно неизвестные лица украли с него оборудование.
Но ведь никто не заставлял Париж подписывать контракт на постройку двух кораблей. Все было с точностью до наоборот. О том, как в 2008 году разворачивалась специальная операция французских промышленников по «впихиванию» этих ДВКД российским чиновникам, подробно описано в ряде публикаций. Суть предпринятых действий сводилась к тому, что сначала перспективной сделкой заинтересовали тогдашнего главкома ВМФ адмирала Владимира Высоцкого, потом сумели сделать лоббистом «Мистраля» тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова и, наконец, превратили в сторонника закупки ДВКД тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева. В итоге Россия получила огромную головную боль, но зато более чем миллиардный контракт позволил французской компании STX-France из Сен-Назера выжить в кризисное время, а сотни французских инженеров и рабочих получили высокооплачиваемую работу.
Безусловно, официальному Парижу может не нравиться политика России. Его может не устраивать ситуация с Крымом или конфликт на юго-востоке Украины. Франсуа Олланду может даже не нравиться лично Владимир Путин. Но контракт на то и контракт: его необходимо исполнять в соответствии с прописанными в нем условиями. А в них ничего нет насчет Украины, Крыма или Донбасса.
Да, Париж имеет полное право не отдавать корабли, если разорвет контракт. Однако в этом случае Франция должна вернуть России полученные деньги и заплатить неустойку за неисполнение своих обязательств. В этом случае, как отметил Владимир Путин после встречи с Франсуа Олландом во «Внуково» 6 декабря, российская сторона не будет иметь претензий.
Перефразируя известную поговорку о законе, можно сказать, что контракт – это контракт. Его надо соблюдать. В противном случае – не отдали корабли и не вернули деньги с прописанной в контракте неустойкой – это уже будет банальным жульничеством. По законам любой страны. А закон есть закон.
Французам, кстати, эта ситуация должна быть знакома. Хотя бы по одному из шедевров национального кинематографа – франко-итальянскому фильму «Закон есть закон». Живущий строго в соответствии с законом французский таможенник Фердинанд, которого сыграл знаменитый Фернандель, волей судьбы оказывается вне закона и увольняется с госслужбы. Однако итальянский контрабандист, его противник, помогает ему восстановить свое честное имя. Но после возвращения на службу Фердинанд продолжает ловить своего спасителя, потому как тот нарушает закон. А закон есть закон!
Премьера фильма состоялась в сентябре 1958 года – очень тяжелое для Франции время. Страна увязла в Алжирском кризисе и по причине внутриполитических и экономических проблем скатывалась в пропасть. Казалось, еще немного и вместо родины свободы республика превратится в праворадикальную диктатуру или же падет жертвой анархии. Ситуацию тогда спасло возвращение в политику Шарля де Голля, назначенного в июне 1958 года премьером Франции, а затем ставшего президентом новой, Пятой республики. Во имя блага Франции генерал не побоялся изменить Конституцию страны, провести ее деколонизацию, создать свое ядерное оружие и выйти из военной структуры НАТО, выгнав с французской территории иностранных военных и их базы.
С тех пор Франция изменилась радикально. Все действия Парижа происходят с оглядкой на «старшего брата»: французские войска вновь отданы под военное командование НАТО, а от исполнения контракта, этого непререкаемого закона бизнеса, французские президент и правительство и вовсе пытаются увильнуть, выискивая все новые предлоги и причины.
В конечном итоге упорное нежелание строго исполнять подписанный коммерческий договор по «Мистралям» может выйти Парижу боком и нанести серьезный урон французскому бюджету и национальному судостроению, а также имиджу страны как поставщика оружия. Не позавидуешь на самом деле французским корабелам, которые останутся не то что без заказов, но еще и будут вынуждены «скинуться на компенсацию» Москве. В этой связи вспоминается польская «Солидарность», родившаяся в значительной мере благодаря грандиозной и ставшей уже легендарной забастовке на гданьской судоверфи в 1980 году, к которой позже присоединились и рабочие Щецина, где центром движения также стала судоверфь. Все помнят, чем в конечном итоге закончилось дело.
Россия же в любом случае развития событий останется в выигрыше: либо получит корабли, либо вернет свои деньги. Да еще и с прибылью, которая нам пригодится для обустройства группировки Черноморского флота в Крыму.