Кузьма Петров-Водкин. «Орфей». 1900-е годы. Фото предоставлено аукционным домом «Кабинет»
К концу сентября российский антикварный рынок выходит наконец с затяжных каникул – аукционные дома проводят свои первые торги. В этот раз открытие сезона ознаменовалось торжеством печатного жанра – книгами и графикой. Свой аукцион 21 сентября первой провела галерея «Альбион», которая подготовила подборку демократичной тиражной графики. Спектр тем был обширен: начиная с вписывающихся в любой интерьер приятных пейзажей и ботанических рисунков до моды, сцен охоты и японской гравюры. Цены варьировались от смешных 200–300 руб. за морские пейзажики до 90–120 тыс. руб. за архитектурное изображение римского Пантеона работы неизвестного итальянского мастера. Были и гравюры по картинам больших художников, например Тернера (их оценили в 1–1,5 тыс. руб. за лист).
Братья Стенберг.
Афиша Камерного театра в Москве. 1923 год. |
Отчасти продолжают тему сразу три аукциона этой недели. В среду свои книжные торги (где были также гравюра и лубок) провел аукционный дом «Кабинет». Среди более чем 500 лотов, цены на которые начинались от скромных 400–500 руб., были и очень дорогие редкости. Так, уникальное «подносное» издание «История Апшеронского полка 1700–1892» в трех томах из коллекции великого князя Николая Николаевича (Младшего) оценили в 3,3–4 млн. руб. А «Кавказский сборник» из 33 томов, изданных в 1876–1912 годах и включающих статьи, документы и материалы по истории Кавказских войн – в 2,7–3,5 млн. Целый блок торгов был посвящен книгам русского авангарда, где выделялось издание «Пляс Иродиады» Алексея Ремизова, вышедшее в Берлине в 1922 году тиражом в 500 экземпляров. Выставленный лот оценен в 1,2–1,5 млн. руб. – он раскрашен от руки и подписан художником издания Николаем Исцеленовым.
Заслуженно дорого оценили и первый посмертный выпуск пушкинского «Современника» 1837 года с первыми публикациями «Медного всадника» и «Арапа Петра Великого» (480–650 тыс. руб.). Пушкинскую тему продолжают сегодняшние торги Дома антикварной книги в Никитском.
На них впервые представлены все прижизненные издания поэта – от первой публикации стихотворения «К другу стихотворцу» (в журнале «Вестник Европы» за 1814 год, 38–40 тыс. долл.) и первой книги «Руслан и Людмила» (100–120 тыс. долл.) до того самого «Современника» и других пушкинских альманахов. Одно из изданий «Евгения Онегина» оценили в 250–270 тыс. долл., а четырехтомник стихотворений 1829–1835 годов – в 300–350 тыс. долл.
Братья Стенберг.
Афиша к фильму «Генерал». 1929 год. Фото пресс-службы Christie’s |
Накануне пушкинского аукциона Дом антикварной книги в Никитском провел и другие не менее интересные торги. Аукцион «Искусство, принадлежавшее царям» был посвящен 400-летию Дома Романовых и включил более 450 лотов. Часть выставленных предметов изображает членов правившей фамилии, другая когда-то принадлежала или была создана в их честь. Помимо выполненных в разных техниках портретов здесь много меню, программок концертов, указов, документов, книжных изданий. За 5–6 тыс. можно было купить гравюры с изображением императоров и императриц, но были лоты и подороже. Так, карандашный рисунок Адольфа Шарлеманя с изображением одного из эпизодов Крымской войны оценили в 2–2,2 млн. руб., три рукописи, принадлежащие перу графа Алексея Аракчеева, – в 1,2–1,5 млн. руб., а российский атлас из 19 карт 1745 года – в 1,3–1,4 млн. руб. Один из самых дорогих лотов – напрестольный крест, поднесенный императорской семье в честь 300-летия царствования Дома Романовых Кубанским казачьим войском (8–9 млн. руб.).
Русская печатно-графическая тема появляется и на торгах международных аукционных домов. Так, Christie's 2 октября на аукционе «Графические шедевры: столетие дизайна» выставит несколько советских плакатов, в том числе Густава Клуциса и братьев Стенбергов (их афиша к фильму «Генерал» 1929 года оценена в 30–50 тыс. фунтов). Sotheby's, со своей стороны, включил несколько русских в основном графических работ в нью-йоркский аукцион импрессионистов и модернистов (9 октября). Здесь Борис Григорьев, Константин Коровин, Александр Бенуа, Леон Бакст, Георгий Пожедаев, а самая дорогая работа – мексиканская сценка Давида Бурлюка – оценена в 30–40 тыс. долл.
Ну а торги живописью откроет тот же дом «Кабинет» 3 октября. Среди прочего дом обещает сенсацию – неизвестную ранее даже специалистам работу Кузьмы Петрова-Водкина «Орфей». Эксперты Третьяковской галереи и НИНЭ им. Третьякова относят это произведение к 1900-м годам, отмечая характерные, сложившиеся под воздействием живописи Врубеля сине-серо-зеленый колорит и античный сюжет в символистском изложении. Нынешние владельцы купили работу в 1961 году в художественном салоне «Москомиссионторга» всего за 30 руб. как произведение неизвестного художника. Теперь вновь открытое полотно оценивают в 30–45 млн. руб.