Интернет все чаще становится выгодной площадкой для реализации дорогих произведений искусства. Фото Дмитрия Коробейникова/PhotoXPress.ru
Слухи о том, что крупнейший в мире продавец товаров и услуг Amazon.com начнет выставлять оригинальные произведения искусства, появились еще в начале лета, а недавно этот проект наконец заработал. Ничего удивительного в этом нет – Интернет сегодня все чаще становится выгодной площадкой для реализации порою весьма дорогих произведений. Впрочем, у этих продаж, вроде бы идущих в ногу со временем, есть и свои существенные недостатки.
Смешно, но категорию Fine Arts разработчики Amazon поместили в раздел «Дом, сад и инструменты». Так что между постельным бельем и собачьим кормом теперь можно приобрести графику, живопись, фотографию – всего около 40 тыс. произведений 4,5 тыс. художников. Цены, конечно, разные, но в большинстве соответствующие «домашним» запросам. Так, самая дешевая работа – шелкография в виде однодолларовой бумажки художника Райна Хамфри – стоит всего 10 долл., а из всего ассортимента чуть больше 2 тыс. работ оценены дороже 10 тыс. долл. И этот-то раздел самый интересный. Именно здесь кроются шелкография Энди Уорхола Hamburger Michel (1,4 млн. долл.), небольшой карандашный рисунок Вильема де Кунинга (350 тыс. долл.), гуашь Марка Шагала (285 тыс. долл.). И это не считая более дешевых работ Мориса Вламинка, Карела Аппеля, Пикассо, Дали. Самая же дорогая работа и вовсе впечатляет своей ценой – полотно американского художника и иллюстратора Нормана Роквелла одна из нью-орлеанских галерей пытается продать за 4,8 млн. долл. Amazon такие цены только на руку: он берет свой процент с галерей, которых сейчас уже на сайте более 150 – из США, Великобритании, Нидерландов, Канады.
Конечно, Amazon в своем желании использовать возможности Интернета для продажи искусства не одинок. Начиная с такой удобной площадки, объединяющей таких арт-дилеров, как Artnet, и заканчивая бюджетными сайтами типа 20х200, Artspace, Exhibition A и другими.
В России работает интернет-портал «Молоток», 60% продаж которого составляют антиквариат и предметы коллекционирования. И если в 2009 году оборот антикварных продаж составлял 900 млн. руб., то в 2012-м – уже 1,7 млрд. руб. (57 млн. долл.). Цены на портале средние, но на некоторые предметы превосходят 1 млн. руб. Так, на сегодняшний момент из дорогих вещей купить предлагают, например, пару французских светильников XIX века (1,6 млн. руб.), хрустальную вазу Императорского стекольного завода (1,6 млн. руб.) или невьянскую икону (1,5 млн. руб.). Количество покупателей на портале растет в год на 20–25%. Неплохо работают в Интернете и галереи. Яркий пример тому – проект Saatchi Online одноименного лондонского арт-дилера. Эта интернет-площадка стартовала сначала как пробный проект молодых и начинающих художников. Но сегодня она превратилась в отдельную компанию со своим венчурным капиталом, базирующуюся в Лос-Анджелесе и представляющую онлайн-среду для художников из 100 стран мира. Цены на работы колеблются в пределах от 100 до 10 тыс. долл. При этом как рассказала куратор галереи Ребека Уилсон, портал продает предметов искусства в месяц больше, чем многие галереи, представляющие молодых художников, продают в год. Онлайн-заочными битами давно пользуются и аукционные дома, но в 2011-м Christie's впервые провел полноценные онлайн-торги. Только за первое полугодие 2013 года таких торгов у крупнейшего в мире аукционного дома было 11, а за самый дорогой онлайн-лот заплатили 387 тыс. долл. (им стал первый компьютер Apple). И что показательно, 46% клиентов на них участвовали в покупках на Christie's впервые. По последней статистике Christie's, 26% участников обычных торгов использовали систему Christie's Live, позволяющую делать ставки в режиме онлайн. Сайт дома посетили представители 190 стран мира (и количество таких человек выросло на 22%), а страницу, посвященную только онлайн-торгам – 96 стран. И все это за какие-то полгода. Недавний опрос британской страховой компании Hiscox среди коллекционеров показал, что две трети из них хотя бы раз покупали искусство в Сети, а четверть – делали покупки дороже 50 тыс. фунтов. Из участвовавших в опросе галерей 89% регулярно продают искусство клиентам, используя только цифровое изображение. Чуть больше половины галерей планируют внедрить интернет-стратегии продаж в течение следующих 12 месяцев. Таким образом Интернет, похоже, стал мощной платформой для людей, которые раньше находили традиционный мир искусства пугающим и труднодоступным. Но у онлайн-продаж есть, конечно, и противники – некоторые арт-критики считают, что подобные способы презентации искусства обесценивают оригинальные творения, превращая в продукт, и унижают их авторов. Есть и более практический аспект: как правило, порталы не несут никакой ответственности за подлинность работ – она ложится на плечи продавцов и скорее покупателей. Все это означает, что самые ценные, прекрасные и дорогие произведения искусства все равно будут требовать личного обращения клиентов. Ведь только непосредственный контакт с прекрасным позволяет нам сделать истинный, пусть и субьективный, выбор в мире искусства.