Участникам пресс-конференции рассказывают о планах Национального института. Фото предоставлено организаторами
Антикварный сезон в Москве начался с новости: открывается очередное заведение, которое намерено предоставлять услуги по экспертизе художественных ценностей. После того как была запрещена коммерческая экспертная деятельность музеев, основными организациями, куда обращаются коллекционеры и дилеры, стали Центр имени Грабаря, компания Art Consulting, Научно-исследовательская независимая экспертиза имени Третьякова. В работе каждой из контор есть свои особенности. Тем не менее система существует, и накал страстей вокруг подделок на российском антикварном рынке за последние несколько лет заметно упал.
Название же у новой организации нескромное – Национальный институт независимой экспертизы. Создана она под эгидой существующего с декабря 2012 года Восточно-европейского антикварного дома (ВЕАД), известного пока лишь вызвавшей немало усмешек затеей с дресс-кодом на своих торгах. О планах новоиспеченного института его организаторы рассказали на пресс-конференции. И пока проект вызывает больше вопросов, чем доверия.
Собственно, заявлено было не так много. Во-первых, институт начинает свою работу исключительно с нумизматики, где сделает упор на технологическую экспертизу. Возможно, затем его деятельность расширится до произведений декоративно-прикладного искусства, но живопись пока в задачи института входить не будет. Это уже заметно снижает интерес к деятельности организации. Ведь экспертизу нумизматики прекрасно делает, например, ГИМ, а всех волнует главная проблема российского арт-рынка – экспертиза живописи.
Кто будет отвечать за возможную ошибку экспертизы – большой вопрос.
Фото предоставлено организаторами |
Во-вторых, не до конца ясна система работы. Якобы три независимых друг от друга эксперта будут заниматься одним и тем же предметом и давать три заключения. В спорных случаях предусмотрен совет из пяти человек. Разумеется, все это заметно влияет на расценки, а выплаты самим экспертам будут зависеть от конкретной вещи. Вопрос о том, как предотвратить сговор эксперта и клиента, остался открытым, организаторы института отговорились как-то уж слишком оптимистично.
В-третьих, предполагается, что институт будет также давать оценку стоимости произведений.
Существующая при Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров Гильдия оценщиков прошла в свое время все круги ада, чтобы ее члены могли официально выдавать заключения. Сейчас в гильдию входят многоопытные арт-дилеры, которые на собственной шкуре знают цену тем или иным предметам. Кто те загадочные оценщики, которые будут давать адекватную рынку оценку в Институте независимой экспертизы, непонятно. При этом организаторы заявили, что ни среди экспертов, ни среди оценщиков не будет арт-дилеров. А директор ВЕАДа Сергей Юнин не раз на протяжении встречи необоснованно резко высказывался о российских продавцах искусства, поголовно обвиняя их в нечестности и «убогой психологии спекулянтов советских времен». Себя Юнин, несмотря на учреждение антикварного дома, к арт-дилерам не относит, называя лишь организатором (хорошо хоть не эффективным менеджером, деятельность которых в нашей стране известно чем заканчивается).
Ну и наконец, четвертый пункт – страховка экспертизы. С одной стороны, тема эта давняя: о необходимости не только репутационной, но и финансовой ответственности экспертов говорят давно. В случае с Институтом независимой экспертизы возможную ошибку покроет страховая компания. Что смущает? Прежде всего то, что страховка будет выдаваться на сумму, определенную теми самыми загадочными оценщиками из самого института. То есть если реальная сумма сделки превышает оценку, то делать страховку элементарно невыгодно. Так же, как невыгодно делать ее галеристам и арт-дилерам, работающим на рынке годами: при налаженном бизнесе продавать фальшивки затратно, это может привести к потере надежных платежеспособных клиентов и пошатнуть репутацию, на которой в нашей стране строится дел больше, чем на документах. А в случае если система все-таки заработает, это снимет всякую ответственность с недобросовестных продавцов. Но ведь именно с ними в свое время и пытались бороться на арт-рынке.
Иными словами, общее впечатление остается неоднозначным. Либо организаторы действительно недостаточно знакомы с реалиями функционирования российского антикварного рынка (и с системой российского налогообложения, к тому же). Либо институт создан под чьи-то конкретные планы, в числе которых предположительно может быть выгодная продажа какой-то большой коллекции, привлечение крупных клиентов, для которых необходимо создать видимость серьезных намерений, красивый кристальный фасад или же иные финансовые затеи. Впрочем, это только предположения и слухи, в то время как институт начнет выдавать экспертизы с 15 сентября, и нам остается только следить за его работой, а клиентам самим делать выводы.