Изображения президентов появились теперь и на часах.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Среди многочисленных почетных званий, которые традиционно присваивает Женеве мировая пресса, во второй половине января нынешнего года наиболее уместным и заслуженным представлялось «Мировая столица высокого часового искусства». Действительно, где еще могли бы одновременно проходить четыре международных часовых салона, и это в дополнение к нескольким музеям часов и множеству розничных магазинов – от многоэтажных часовых домов типа Ambassador или Bucherer до эксклюзивных выставок-продаж знаменитых брендов и небольших бутиков с самой разнообразной часовой продукцией?
Характерно, что подготовка к январским салонам развернулась уже в начале 2009 года, который вследствие мирового финансового и экономического кризиса оказался просто катастрофическим для швейцарской часовой промышленности, работающей в основном на зарубежные рынки. Согласно предварительным оценкам, в целом экспорт часов из Швейцарии сократился в минувшем году по сравнению с 2008 годом более чем на 20%, в том числе в США – почти на 40%, а в Россию и другие страны СНГ – более чем наполовину. Появившиеся же на рубеже 2009–2010 годов робкие признаки замедления темпов спада сопровождались, к сожалению, ростом безработицы в Часовой долине Швейцарии и даже банкротством известной фирмы BNB Concept, поставлявшей сложные узлы для целого ряда знаменитых часовых брендов.
Высокое искусство
Однако, несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, 20-й Международный салон часов высокого класса, или, как его еще называют, Салон высокой орложерии, был торжественно открыт 18 января в крупнейшем выставочном комплексе Женевы «Пал-экспо» даже с большим размахом, чем в предыдущие годы. Рекордное число фирм-участниц и аккредитованных посетителей-профессионалов из часового бизнеса всего мира, обилие новинок, общая площадь стендов под 30 тыс. кв. метров, изысканные угощения, почти непрерывные презентации для групп из разных стран на соответствующих языках, демонстрация часов и украшений на топ-моделях, съемки для 30-минутной передачи СNN, горы литературы – это помогало забыть о кризисе, как и приуроченная к юбилейному салону Выставка шедевров часового и ювелирного искусства из собрания Sandoz, реставрированных часовой фирмой Parmigiani Fleurie. Между прочим, шедевром номер один, изображение которого было вынесено на обложку каталога, оказались не часы, а яйцо павлина из горного хрусталя в фантастической оправе, выполненное «нашим» Карлом Фаберже!
Простое перечисление участников салона может разбудить воображение не только у любителей престижных предметов: Alfred Lange, Audemars Piguet, Baume&Mercier, Cartier, Dunhill, Girard-Perregaux, Jaeger Lecoultre, Montblanc, Panerai, Parmigiani, Piaget, Vacheron Constantin, Van Cleef&Arpels. Правда, отсутствуют не менее известные Rolex, Omega, Zenith, Patek Philippe, Bulgari, Breguet, Longines. Но эти фирмы традиционно предпочитают выставляться на Международном салоне часов и ювелирных изделий в Базеле, который пройдет 18–25 марта нынешнего года.
Описать основные экспонаты Женевского салона не только невозможно, но и вряд ли нужно – все это будет разжевано в специализированных журналах и представлено на рекламных страницах глянцевых журналов. Но в качестве иллюстрации можно выбрать один стенд, например, первый по любому алфавиту – Alfred Lange, тем более что один из экспонатов именно этой фирмы получил в конце прошлого года на конкурсе в Женеве гран-при «Золотая стрелка» в номинации «Лучшие часы года».
Салон высокой орложерии привлекает как профессионалов, так и любителей. Фото Reuters |
Все экспонаты под маркой Alfred Lange отличают какая-то особая чистота стиля, сдержанность и элегантность, четкость циферблатов, отсутствие ненужных сложностей, функции которых могут быть заменены современными мобильными телефонами. Модное слово «крутые» в отношении часов Alfred Lange звучало бы как грубость и даже оскорбление, а вот слова «классическая, вневременная красота» не были бы преувеличением. Помимо новых механизмов фирма продемонстрировала и новый материал для корпусов – 18-каратное золото цвета меда. Достоинство этого разработанного фирмой сплава не только в его теплых тонах, но и в повышенной прочности и устойчивости к царапинам. Разветвленная сбытовая сеть Alfred Lange включает 230 концессионеров, в том числе пять в Москве и по одному в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове, а также в Киеве, Донецке, Днепропетровске, Алма-Ате, Баку. Во время салона фирма проводила большую работу с сотрудниками своей сбытовой сети, приглашенными со всего мира, знакомя их с искусством презентации новых моделей Alfred Lange.
В качестве противоположного примера можно привести стенд Dunhill, характеризовавшийся повышенной скромностью, в том числе малой выставочной площадью. В отличие от других участников Dunhill не проводил групповых презентаций, не располагал достаточным количеством печатных материалов, а отсылал посетителей в Интернет. Создавалось впечатление, что сохранение на часах того же логотипа, что и на табачных изделиях Dunhill, стало мешать фирме в условиях повсеместной борьбы с курением.
Разнообразие экспонатов и экспонентов затрудняло формулирование каких-то общих тенденций на рынке высокой часовой продукции. Общее мнение сформировалось лишь по поводу того, что после кризиса очень многое будет по-другому. Отдельные участники говорили о необходимости повышения внимания к послепродажному сервису и увеличения срока гарантий, о тенденции к более строгому стилю без особых излишеств, о целесообразности воспроизведения старых моделей, о возможности повышения роли нешвейцарских часов, например, из Германии, США, Японии. Предлагалось также поискать ответ часовой промышленности на растущее движение за охрану окружающей среды и «этически ответственный шопинг». Не исключалось усиление процесса диверсификации, в том числе путем освоения производства настольных и настенных часов высокого класса и даже люксовых мобильных телефонов.
Независимые
Второе по размаху мероприятие проходило под названием «Салон независимых часовщиков» с 17 по 22 января в Международном конференц-центре, расположенном рядом с Дворцом Наций ООН. Подразумевалось, что его участники представляют самостоятельные, порой семейные фирмы, не входящие в группы типа Richmond или Swatch.
Это был первый часовой салон такого рода, организованный молодой и динамичной женевской фирмой Time Exhibition и прошедший с явным успехом. На сравнительно небольшой выставочной площади разместились примерно 40 часовых фирм разной степени известности, представивших большое количество оригинальных экспонатов.
Среди известных фирм с богатыми традициями можно выделить Quinting, имеющую 25 зарубежных представительств, в том числе в Нью-Йорке и Москве. В рекламных проспектах фирмы есть раздел «Часы для президентов» с цветными портретами Клинтона, Путина и целой галереей ежегодно меняющихся президентов Швейцарии. Заслуживает внимания фирма Antoine Preziuso, в свое время выезжавшая в Кремль для реставрации старинных часов, а также, пожалуй, самая старая в мире часовая фирма Robert&Son 1630, непрерывно существующая 380 лет и удачно совмещающая искусство цветных эмалей на циферблатах с новаторством в производстве сложных механизмов и корпусов из новых материалов. Новинкой во всех отношениях явились часы Made in Monaco совсем молодой фирмы Atelier de Monaco. Ее люксовая серия «Золотое кольцо» должна открывать, по замыслу фирмы, новый этап в высоком часовом искусстве, названный nouvelle horlogerie по аналогии с nouvelle cuisine. Фирма широко использует в маркетинге образ Княжества Монако и, в частности, распространяла приглашения на «Ночь часов», организуемую 23 июня 2010 года в Главном стеклянном зале Форума Гримальди.
Высокий класс креативного маркетинга продемонстрировала и недавно созданная швейцарская часовая фирма Aspen. Ее владелец голландского происхождения взял в аренду право на использование названия этого все более популярного зимнего курорта и одноименной горы в штате Колорадо, а затем начал выпуск модели Aspen One, специально рассчитанной на любителей зимних трасс. К часам из белого или желтого золота прилагаются два съемных браслета. Среди многочисленных функций сложнейшего механизма – помощь в определении местоположения в горах вокруг Аспена и даже подача сигнала в 16 часов, напоминающего о целесообразности замены прочного браслета для гор на мягкий для вечерней жизни. По сообщению газеты Aspen Daily News, имя каждого владельца часов Aspen One предполагается нанести на доски, установленные на трех валунах на одном из склонов знаменитой горы.
Вход на Салон независимых часовщиков был открыт не только для специалистов, но и для всех заинтересованных лиц, правда, после соответствующей аккредитации. Это предопределило демократический характер салона, его неформальную, оживленную и деловую атмосферу. Представляется, что именно на таком салоне в будущем можно будет увидеть фирму с нашими часами, тем более что интерес к ним заметно вырос, особенно после выхода в свет книги Юрия Левенберга «Русские часы и секундомеры».
Vacheron Constantin – одна из ведущих марок в мире часового производства. Фото Reuters |
Драгоценные новинки
Третий салон проходил с 17 по 23 января в женевском пригороде Женто, где расположена штаб-квартира группы Franck Muller. Здесь были представлены семь брендов, относящиеся к этой группе и отличающиеся повышенной сложностью, высоко ценимой прежде всего коллекционерами. Салон имел претенциозное официальное название «Мировая презентация часовых изделий высокого класса» и особенно жестко ограничивал доступ даже специалистов.
Наконец, четвертый салон с не менее претенциозным названием «Драгоценные новинки мастеров часового искусства» был самым продолжительным – с 16 по 31 января – и наиболее демократичным, то есть доступным не только для специалистов, но и для широкой публики без всяких аккредитаций. Он расположился в центре Женевы, у стен Старого города, в небольшой выставочной галерее ювелирной фирмы Gilbert Albert. Были выставлены часы Globemaster Watches и таких мастеров, как Michael Bittel, Christian Claude, Henri Berney и Jezn Kazes. Любопытно, что на этом салоне помимо ручных часов с ярко выраженной ювелирной составляющей были представлены также карманные и настенные часы самого высокого класса.
В целом «созвездие» январских салонов подтвердило не только репутацию Женевы как мировой столицы часов, но и способность швейцарской часовой промышленности отреагировать на глубокий кризис единственно эффективным способом – резкой активизацией и широким размахом маркетинговой деятельности. Как скоро такой подход даст ощутимые результаты, никто ни на одном салоне сказать не решался. В то же время представляется очевидным другое – без огромных и дорогостоящих усилий по организации январских салонов выход швейцарских часовых фирм из кризиса был бы намного более мучительным и затяжным.