Антикварная жизнь во время кризиса не то что замирает, но как-то успокаивается. Торговля затихает, клиенты экономят, аукционы и ярмарки не радуют. Но галеристы, не теряя оптимизма, шутят: если продавать ничего не удается, давайте тратить – и развлекать себя выставками! Так что интересных выставочных некоммерческих (или почти некоммерческих) проектов в коммерческих галереях открывается предостаточно на любой вкус. При этом «по доброй традиции» организаторы умудряются назначать вернисажи на один день.
По своему собственному опыту работы в галерее помню, как непросто выбрать день открытия – все равно потом окажется, что с кем-нибудь совпали. Главное – не назначать на пятницу: конец недели полон событий. Или на понедельник – как известно, день тяжелый. А может быть, тогда вторник? 17 февраля? Отличная дата! Так подумали одновременно в «Элизиуме», Ravenscourt galleries и «Совкоме». Не заглянув даже в календарь музейных событий – в тот же день Отдел личных коллекций ГМИИ презентовал и свою выставку.
Благо что «Иконопись из частных коллекций» можно было посмотреть в ГМИИ в полдень. А вот вечером – бегом в ЦДХ. Там сразу две выставки, и первая из них – долгожданный проект галереи «Элизиум» «Графика ОСТа».
Выставку действительно готовили долго и тщательно. Изучали, искали, собирали. Как будто не антикварная галерея, а настоящий музей. В итоге – 240 работ, плотно развешанных по стенам и разложенных по витринам (говорят, даже все не поместилось в экспозицию), трехсотстраничный каталог и полная галерея гостей. «Пойдем, попробуем посмотреть», – осторожно подступались посетители, готовясь пробираться сквозь толпу: в вечер открытия не то что выставку посмотреть было непросто – в галерею невозможно было войти. «А вы приходите завтра, мы все расскажем и покажем», – улыбались организаторы.
Посмотреть и правда есть на что. Графикой Общества станковистов, существовавшего в Москве в 1925–1932 годах, почти не занимались, по крайней мере специальных выставок на эту тему не было ни во времена ОСТа, ни позже. Так что попытка первая и весьма значительная. Некогда молодое и дерзкое объединение объявило своей целью изображение современности современными средствами. Современность вполне характерная – суровый пролетарский быт, труд, спорт, политические праздники. Стилистика – близкая к конструктивизму, резкие ракурсы, динамичные композиции, цветовые контрасты. Это известная сторона ОСТа, открывать которую заново, в общем-то, не приходится. Гораздо важнее другое – кроме бодрых плакатно-советских будней на выставке неожиданно много лиричных пейзажей, легких акварельных композиций и даже сюрреалистических мотивов. А это, как оказалось, совсем иная сторона ОСТа, удивительно полно отраженная в графике. Такое разнообразие получилось благодаря тому, что организаторам удалось собрать произведения 32 художников. И если многие из них – хорошо известны, то о других пришлось разыскивать малоизвестные архивные сведения. В любом случае выставка заслуживает того, чтобы сюда вернуться, и может быть, даже не раз.
Тех же, кто не знал точно, в какую сторону в огромных пространствах ЦДХ идти, чтобы попасть в «Элизиум», нередко направляли на другой вернисаж. Идти недалеко – всего-то на другой конец вестибюля: московско-лондонская Ravenscourt galleries, базирующаяся в Гагаринском переулке, открыла здесь свою новую площадку (совместно с галереей «Арт Академия»). Затейливое светлое пространство с эстетскими белоснежными диванами и лаконичной экспозицией было заполнено совсем другой публикой – в галерее, работающей с зарубежным рынком искусства, английскую, французскую и даже китайскую речь можно было слышать куда чаще, чем русскую. А почему китайскую – вполне понятно: Ravenscourt уже не первый раз обращается к теме восточного искусства XX века. Новый проект носит звучное название «500 старых китайцев» и представляет графическую серию современного китайского художника Янг Хуи, известного также под именем Бахай. Это десяток крупномасштабных портретов стариков-китайцев, написанных черной пастелью. Почти абстрактные, созданные исключительно переплетениями резких уверенных линий, отсылающих к традиции китайской каллиграфии. Но при этом во всем чувствуется совершенно европейская эстетика портрета (жанра, не характерного для китайской классической живописи), по своей энергетике даже напоминающего творения Фрэнсиса Бэкона. Что особенно очевидно благодаря намеренному контрасту в экспозиции: на отдельной стене проецируется серия фотографий Янг Хуи, на которых собственно и запечатлены те самые 500 китайцев, в глубоких глазах и по-стариковски сморщенных лицах которых, кажется, отражается тысячелетняя история китайской культуры.
Для контраста посещаю последний пункт вернисажной программы сегодняшнего вечера – галерею «Совком», которая помимо аукционов в последнее время увлеклась выставочными проектами. В галерее – персональная выставка академика Владимира Ветрогонского, около сотни акварелей, рисунков, литографий из архива его наследников. Стандартного размера листы занимают отдельный зал, под многими – красные точки. Спрашиваю: «Это что, продано?». «Нет, – отвечают, – наоборот, не продается».
Больше всего в экспозиции акварелей, в каждом мазке которых чувствуется добротная академическая выучка. На первый взгляд кажутся скучноватыми, но чем больше всматриваешься, тем больше проникаешься их созерцательным спокойствием, даже лиризмом. На листах за редким исключением – пейзажи: Россия, Франция, Германия, Китай. Географически различаются разве что наличием узнаваемых атрибутов вроде лодок в Венеции или мостов Петербурга. Что неудивительно, ведь акварели призваны не фиксировать городские виды, а скорее передать ощущение, атмосферу, поймать момент особенного настроения. В результате чего начинает казаться, что на самом деле на этих листах предпринята попытка настоящего художественного поиска – передать идеальный образ природы, города и в конечном счете мира.