Гуашь «С ребенком на руках» 1907 г. – портрет жены и сына художника.
Еще одно событие в летнем антикварном календаре – выставка «Графика Николая Тархова» в галерее «Наши художники» на Рублево-Успенском шоссе.
Три этажа галереи, как нельзя лучше приспособленные для выставочных нужд, заняты рисунками Николая Тархова – «московского парижанина», художника русского зарубежья, «русского импрессиониста». Три года назад при поддержке галереи «Наши художники» была организована большая ретроспективная выставка Тархова в Третьяковской галерее, где была показана живопись художника. Теперь же в своих стенах галерея демонстрирует его графику, причем для этой экспозиции отобраны исключительно монохромные работы – гуаши, сангины, карандашные и угольные рисунки. Цветные гуаши и акварели умышленно оставлены за рамками экспозиции, дабы цветом не отвлекать зрителей от мастерства Тархова-рисовальщика и полнее показать владение композицией, линией, штрихом. Надо отметить, что это организаторам удалось, выставка оставляет очень цельное впечатление и, как почти всегда бывает с графикой, выглядит по-эстетски изысканно.
Сюжеты рисунков незатейливы и многократно повторяются – жена и дети художника, домашние животные, а также пейзажи с полями и садами окрестностей Орсэ. Во многих из них угадываются французские влияния – то нервные штрихи Ван Гога, то композиция купальщиц Дега или портретов Ренуара. Они естественны для Тархова – большую часть своей жизни он провел во Франции. Его эмиграция не была вынужденной – он уехал сознательно накануне 1900 г., после неудачной попытки поступить в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества и частных занятий в мастерской Коровина. В Париже он учится в знаменитой Ecole des Beaux Arts, выставляется на Салоне Независимых и Осеннем салоне, а его первую персональную выставку устроил в своей галерее легендарный парижский маршан Амбруаз Воллар. Еще при жизни его работы приобретали коллекционеры Щукин, Дягилев, Ротшильд и художники Дерен и Лот. Однако его судьбу нельзя назвать счастливой – сложный характер приводил к частым ссорам, в частности с тем же Волларом, а жизнь в Орсэ не способствовала парижской известности. За время, прошедшее с момента его смерти в 1930 г., выставки его работ можно пересчитать по пальцам – в 1980 г. была большая ретроспектива в музее Пти Пале в Женеве, в 2003 г. – в Третьяковской галерее, и вот теперь – первая крупная выставка графики художника. Своим рисункам он никогда не придавал большого значения, считая их чем-то вроде «подготовительной кухни», однако именно они зачастую оказываются интереснее некоторых его живописных работ.