«Прогулка с розой» из коллекции Валерия Дудакова. 1906 г.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Несмотря на конец сезона, отпуска и летнюю жару, антикварная жизнь в Москве хоть и становится менее интенсивной, но совсем не замирает. Подтверждение тому – открывшиеся на прошлой неделе выставки. Одна из них – выставка произведений Михаила Ларионова – открылась в галерее «Новый Эрмитаж», что на Спиридоновке.
В экспозиции, как это всегда бывает в галерее, представлены работы из частных московских собраний, широкой зрительской аудитории малознакомые, а то и незнакомые вовсе. Среди 11 коллекционеров, представивших работы на выставку, – Владимир Немухин, Дмитрий Сарабьянов, Максим Боксер, Марина и Борис Молчановы, Лидия Семенова и, безусловно, директор галереи Валерий Дудаков.
Выставка Михаила Ларионова открылась 21 июня – в день рождения Натальи Гончаровой. Такой вот ей подарок к 125-летию. Ему самому в этом году ровно столько же, только день рождения был месяцем раньше. Так что выбор художника для летней экспозиции галереи не случаен. О роли Ларионова в развитии русского дореволюционного авангарда в двух строках рассказать невозможно. Он – его основоположник, в начале 1910-х гг. фигура ведущая и почитаемая, организатор многих выставок, автор теории лучизма, участник скандальных диспутов и акций, в Париже – театральный художник, а иногда и постановщик. В творческом отношении ему многим обязаны Татлин и Малевич, а лучизм, хоть и не вырос в широкое направление, но представил отдельный теоретически обоснованный путь к беспредметности. На выставке представлены графические и живописные работы разных лет, московского и парижского периодов.
Выставка получилась камерной, почти интимной и, можно сказать, для Ларионова не характерной – нет здесь примитивов «солдатского» цикла, лучистская композиция всего одна, а большая часть работ небольшого размера и лирического характера. Ларионов здесь «другой», отличный от вывешенного в залах Третьяковской галереи. В экспозиции много ранних работ 1900-х г.г. – тираспольские пейзажи, уличные сценки, романтический портрет Гончаровой, из более поздних работ – «Танцующий Нижинский» времен работы в антрепризе Дягилева, композиции из серии «Путешествие в Турцию» конца 1920-х и совсем поздние «Парижанки» 1960 г. Есть среди представленных работ и совершенно неожиданные, как, например, пейзаж 1904 г. «Сад ночью», по колориту и настроению близкий поискам голуборозовцев, или по-сезанновски написанные фрукты, а также забавные обои с печатным рисунком на сюжеты детских сказок.