Мартирос Сарьян. 'Красная лошадь'. Х., м; 1919.
Из собрания Дудакова-Кашуро.
В новом здании Музея личных коллекций на Волхонке открылась выставка произведений из частной коллекции Валерия Дудакова и Марины Кашуро. Коллекция эта собиралась более 30 лет, а в настоящее время насчитывает несколько сотен художественных произведений и является одной из самых крупных и значительных в нашей стране. Работы из этой коллекции оказываются в выставочных залах не впервые – многие из них не раз участвовали в различных тематических выставках, причем не только у нас в стране, но и за рубежом. Однако эта экспозиция впервые представляет коллекцию (вернее, ее часть) Дудакова и Кашуро в значительном объеме как цельное собрание. То, что получилось, похоже, впечатлило не только посетителей, но и самих коллекционеров – привычные им работы, развешенные в музейных залах, показали истинный масштаб и значение собрания. Примечательно и то, что проходит эта выставка именно в Музее личных коллекций, в идее создания которого отразилась простая мысль – за каждой коллекцией стоит личность человека, ее собиравшего. Личность, как правило, яркая, неординарная, со своими вкусами и пристрастиями, отразившимися в собранной коллекции.
Валерий Дудаков – основатель и бессменный председатель Клуба коллекционеров изобразительного искусства, созданного при Советском фонде культуры в первые годы перестройки, и руководитель галереи «Новый Эрмитаж». Обучение искусствоведческой профессии Валерия Дудакова и Марины Кашуро состоялось в МГУ. Обучение собирательскому ремеслу – у многих замечательных коллекционеров, среди которых были и такие легенды послевоенного собирательства, как Феликс Вишневский, Георгий Костаки, Илья Зильберштейн. Вероятно, от общения с ними появилась честолюбивая цель – к середине 1980-х годов выбиться в десятку лучших коллекций страны, и цель эта была достигнута.
Сегодня основу собрания составляют два периода – начало XX века, представленное работами художников-символистов и русским авангардом, и 1960–1970-е годы, представленные работами «нонконформистов». А начиналось все с одной картины Владимира Вейсберга, увиденной на выставке к 30-летию МОСХа в Манеже, и с фразы Владимира Немухина «квартира у вас немалая, можно и живопись на стенки повесить». И живопись повесили. За Вейсбергом последовали другие «шестидесятники» и работы художников первой трети XX века. Постепенно появился интерес к «голуборозовцам», работы которых в то время еще не являлись предметом музейного собирательства, стоили дешево и часто считались «дурным вкусом». Такое же мнение существовало и относительно керамики мастерской Абрамцева, а работы художников «левых» объединений 1920-х годов неохотно брали на реализацию немногие существовавшие тогда антикварно-комиссионные магазины. Сегодня в музейных залах сплошь признанные шедевры. Живопись Малевича и Кузнецова, графика Петрова-Водкина и Кандинского, натюрморты Машкова и Фалька, Крым глазами Мильмана и Витебск Шагала, эскизы знаменитых Демона и Царевны Лебеди Врубеля и парижский пейзаж Коровина, «Белая геометрия» Вейсберга и «Натюрморт с книгой» Краснопевцева. А еще скульптура Немухина, Архипенко и Колейчука и фарфор 1920-х годов. Но и это еще не все – коллекция не помещается в несколько строк описания.
В рамках церемонии открытия выставки собиратели передали в дар ГМИИ им. А.С. Пушкина пастель «Танцовщица» известного французского художника Пьера Каррье-Беллеза. У работы «Танцовщица» интересный провенанс. В начале XX в. продажей работ Каррье-Беллеза занималась знаменитая парижская галерея Поля Дюран-Рюэля. Здесь «Танцовщицу» приобрел собиратель русских древностей Петр Щукин. В 1912 году он продает «французов» брату, а тот – главному хранителю ГИМа Евгению Коршу. В 1970-е годы работа украсила собрание Дудакова и Кашуро, а в этом году коллекционеры приняли решение передать ее в дар ГМИИ. Для музея это тем более ценно, что в его значительной французской коллекции нет работ Каррье-Беллеза в технике пастели.