0
920
Газета Акцент Интернет-версия

07.09.2005 00:00:00

Итальянская музыка для русских глаз

Тэги: гонзага, театр, декорации, история


гонзага, театр, декорации, история Гонзага, как и всякий итальянец, любил благородную древность.
Гравюра с рисунка Гонзага

«Простейшее и самое общее, а равно и самое правильное определение музыки следующее – искусство украшать то, что мы слышим. Так почему же нельзя говорить, что искусство украшать то, что мы видим, это музыка для глаз?» Автор этих слов – родившийся в 1751 году революционер от декораторского искусства Пьетро Готтардо ди Гонзага. Этакий человек Возрождения с поправкой на идеи Просвещения – прославился на родине как театральный декоратор, увлекался архитектурой, механикой, физикой, оптикой и акустикой. Переломным моментом в его биографии стала встреча с князем Николаем Юсуповым. В 1791 году Екатерина II назначила Юсупова «директором музыки и зрелищ», а тот через год пригласил в Россию Гонзага, который к тому времени в одном только Ла-Скала сделал около двухсот декораций.

Спектакли без актеров

В России итальянец, не удовлетворившись ролью простого оформителя сцены, начал ставить спектакли без актеров. Все действие заключалось в переменах декораций – сложных, многоярусных и гиперреалистичных, хотя, по сути, это были лишь разрисованные гуашевыми красками холсты. То тюрьма, то древний храм, то таверна – для зрителя XIX века это было своего рода погружение в виртуальную реальность.

Здание театра в Архангельском, видимо, было плодом совместной работы Осипа Бове и самого Гонзага и предназначалось именно что для показов декораций. Выстроено оно было в 1818 году. В ожидании приезда императора Александра I в Москву Юсупов подготовил сюрприз: спектакль из шестнадцати декорационных перемен. Александр, впрочем, не выказал явных восторгов – он не слишком любил масона Гонзага, напоминавшего ему к тому же о временах правления его отца, Павла I. После смерти Юсупова и Гонзага в 1831 году былой размах красивой жизни остался в прошлом.

Восемь уцелевших

При Зинаиде Юсуповой спектакли здесь играли – но уже традиционные, с актерами и сценическим действом. Декорации хранились в подвале, после революции их нашли и вновь повесили на сцену. Во время Второй мировой их на открытых платформах эвакуировали на Урал – снег и дождь изрядно попортили холсты, так что в итоге сохранилось лишь четыре из двенадцати комплектов декораций, да и то не полностью. После Победы их вновь повесили на пустой сцене, где они тихо ветшали вместе с заброшенным театром, пока в 2000 году не началась реставрация здания. Сейчас декорации находятся в хранилище по соседству. Здесь их постепенно сканируют и создают копии на холсте.

Когда здесь снимали мыльную оперу «Бедная Настя», задействовали современную копию декораций Гонзага. Иллюзия, говорят, была полная, нарисованные колонны казались настоящими.

В мире есть всего лишь восемь театров XVIII–XIX веков, которые за время своего существования не претерпели изменений и могут служить для показа барочных оперных представлений – с небольшими залами, особой акустикой и многоярусными декорациями в перспективе. Это Людвигсбург (1759\1812, Германия), Дроттингхольм (1766, Швеция), Чески-Крумлов (1766, Чехия), Гота (1775, Германия), Версальский Театр королевы (1779, Франция), Литомысл (1797, Чехия), Гринсхольм (1781, Швеция). Восьмой (и единственный в России) – театр Гонзага в Архангельском.

Бархат против акустики

В фойе просторно, светло, пахнет деревом и штукатуркой. Полукруглый зрительный зал с покатым полом, полукруглая сцена с полом, поднимающимся к заднику. Фактически две половинки одного целого – и зритель находится внутри театрального пространства.

Во время спектаклей декорации развеселой таверны сменялись изображением мрачной темницы. Тюрьма. Копия с декорации П. Гонзага в АрхангельскомАкустика дивная, звук слышен одинаково хорошо из любой точки зрительного зала. Но равновесие это хрупкое: например, у реставраторов вышел казус с новыми креслами. Мягкие бархатные спинки глушили звук, пришлось оставить бархат лишь на сиденьях.

На сцене – длинные конструкции с колесиками, под потолком – сложносочиненный деревянный лес, к которому поднимается высокая деревянная же лесенка. Во времена Гонзага с театральной машинерией управлялись два-три человека, а декорации менялись с фантастической быстротой – за пять-шесть секунд весь комплект.

Можно спуститься и вниз, под сцену. По дороге минуешь гримуборные с пузатыми гардеробами юсуповских еще времен из толстого стекла в деревянных переплетах.

Пространство походит на корабельный трюм. Толстенные бревна, стоящие на каменном фундаменте, подпирают дощатую сцену, сверху сквозь щели пробиваются лучики света, и слышны характерные трески и шорохи старого дома, в чье двухсотлетнее тело вот уже пятый год кряду вживляют современные протезы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1987
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1265
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
935
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1236

Другие новости