Эмоции – не на лице, а в голосе.
Фото Дамира Юсупова предоставлено пресс-службой Большого театра
12–17.06. Премьера оперы «Мадам Баттерфляй». Большой театр.
═
Творчество техасца Роберта Уилсона трудно вместить в какую-то одну художественную категорию. Кроме того, что он ставит драматические и оперные спектакли, он занимается живописью и скульптурой, сочиняет проекты вроде двенадцатичасового марафона под названием «Гражданские войны: дерево лучше всего измерить, когда оно упало», делает инсталляции и занимается дизайном.
В оперном послужном листе Уилсона – постановки Вагнера, Моцарта, Бартока, Шенберга, Дебюсси, Верди, Глюка на сценах центральных театров мира, и именно ему принадлежит идея создания знаменитой в свое время «поэтической медитации» «Эйнштейн на пляже», благодаря работе над которой всемирно известный ныне композитор-минималист Филипп Гласс впервые переступил порог театра.
С пуччиниевской «Мадам Баттерфляй» у Роберта Уилсона вышла история. Ему не раз заказывали поставку этого сочинения: в 1976 году это была Метрополитен-опера, позже трижды с такой просьбой к режиссеру обращалась Парижская опера. Однако Уилсон считал «Баттерфляй» слишком сентиментальной. Свое отношение к ней он пересмотрел только к 1993 году. Именно к этому времени относится его постановка, осуществленная на сцене Парижской оперы, возобновленная потом в Венеции, Болонье, Амстердаме и Лос-Анджелесе. Теперь ее увидят и в Москве.
Главная идея режиссера – в экспансии света, без которого, по его словам, нет пространства, и в минимуме декораций (по словам режиссера, это «простота в духе дзен»). Этой лаконичности декораций он как раз и пытается создать пространство для музыки. Уилсон не устает повторять: «Никогда нельзя что-нибудь начать или закончить». Поведение актеров на сцене соответствует сути этого высказывания, они все время продолжают некое движение, не всегда внешнее, но внутреннее – обязательно. А еще актеры, работающие с Уилсоном, должны научиться сценическому секрету, который поведала режиссеру когда-то Марлен Дитрих: все эмоции нужно концентрировать в голосе, оставаясь абсолютно спокойными и даже холодными внешне.
Партию не сентиментальной, но страстной, по версии Уилсона, Чио-Чио-сан будет исполнять румынская певица Адина Нитеску. Одним из Пинкертонов, к судьбе которого, по мнению режиссера, зритель непременно должен проявить сочувствие, станет Роман Муравицкий, пару лет назад отлично спевший эту партию в постановке Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Дирижировать спектаклем приглашен Роберто Рицци Бриньоли, известный по своей работе в итальянских и немецких оперных театрах, в том числе в Ла Скала и Берлинской опере.