Мужчины испокон веков гадали: 'Любит – не любит?' Верна – неверна?'
Фото предоставлено пресс-службой Центра оперного пения Галины Вишневской
4–6.06. Пикколо Театро ди Милано и оркестр фонда Перучелли ди Бари: спектакль «Так поступают все». МХТ им. Чехова.
═
Фестиваль «Итальянский сезон в России», рассредоточенный во времени (с февраля по ноябрь 2005 года) и пространстве (кроме Москвы отдельные его события коснутся и Петербурга), представляет с 4 по 6 июня один из самых ярких своих проектов – выступление труппы Пикколо Театро ди Милано («Маленький Миланский театр») на сцене МХТ им. А.П. Чехова. Театр, которым в течение 50 лет, вплоть до своей смерти в 1997 году, руководил режиссер Джорджо Стрелер, уже бывал в Москве: в 2001 году в рамках «Театральной Олимпиады» миланцы сыграли гольдониевского «Слугу двух господ», ошарашив публику чудесным искусством итальянской комедии дель арте. Сейчас они привозят последнюю по времени постановку Стрелера – оперу Моцарта «Cosi fan tutte», премьеру которой режиссеру увидеть было не суждено.
Написанная Моцартом на либретто его любимого соавтора Лоренцо да Понте «Так поступают все» довольно долгое время считалась не самой удачной оперой композитора – якобы из-за небезупречного либретто. Согласно легенде, да Понте пересказал событие, случившееся при дворе императора Йозефа II, который, собственно, и выступил заказчиком этого сочинения.
Главная тема – «способны ли женщины изменять своим возлюбленным?» – обыграна через раскрытие взаимоотношений между двумя парами, готовящимися вступить в брак. Испытания, которым подвергают женихи своих невест, провоцируют немало ситуаций, щекотливых с точки зрения пуританской морали. Невесты «тестирование на верность» не проходят, но в итоге оказываются и прощены, и счастливы: одним словом, типичный комический сюжет с путаницами, неузнаваниями, переодеваниями, оборачивающийся хеппи-эндом со столь же типичным для века Просвещения моралите в пользу честности, справедливости и ясной головы.
Обращаясь к зрителям, которых ожидали на премьеру, и ко всем будущим зрителям, которые когда-либо увидят этот спектакль, Джорджо Стрелер писал: «Я уверен, что универсальные гении оставляют в своих произведениях огромный заряд энергии, доброты, счастья. И весь этот заряд энергии сквозь века передается людям, интерпретирующим их произведения, если они откроют свое сердце до конца, без остатка.
Таким образом, эта музыкальная опера, которая на самом деле больше, чем просто опера, зарождается в процессе почти невероятного спиритического счастья. Мы работаем, да, но это не просто работа: мы совершаем бесконечное количество любовных действий, а любовь должна приносить счастье».