Сезария Эвора – Арина Родионовна для новых русских.
Фото Reuters
21.10. Концерт Сезарии Эворы. Государственный Кремлевский дворец.
═
В России Сезарию Эвору полюбили как-то сразу и беззаветно. Размякшие душой поклонники словно видят в прокуренной темнокожей «мамми» с Островов Зеленого Мыса свою Арину Родионовну. А та, в свою очередь, тянется к благодарным слушателям. И вот обладательница нескольких наград «Грэмми» снова здесь, причем с новой программой – хотя с ее последних российских гастролей прошло всего-то несколько месяцев.
Начав с выступлений на относительно демократичных площадках, певица в итоге добралась до Кремля. Как известно, на сцену она любит выходить без обуви и не расстается с сигаретой. Последними сверкали здесь босыми пятками, кажется, еще ходоки к Ленину, однако Эвора – звезда такого масштаба, что ей, кажется, позволили бы прийти сюда не то что босой, а так даже и с бревном.
Неторопливые, тягучие и знойные песни, которые она исполняет прокуренным контральто, называются «морнас». Этот традиционный для Островов Зеленого Мыса жанр вобрал в себя традиции португальских «фаду» и бразильских «модиний», ритмы Африки и песни английских моряков. Сезария Эвора поет на кабовердийском креольском – одном из диалектов португальского языка. Первые записи она сделала у себя на родине в восьмидесятых годах, в Европе стала популярна в начале девяностых после неожиданного успеха альбомов «Mar Azul» и «Miss Perfumado». И только во второй половине 90-х певице удалось добраться до американского слушателя – ну и до российского заодно.