Актеры театра Но учатся мастерству игры на протяжении всей сценической карьеры.
Фото предоставлено пресс-службой Международного театрального фестиваля имени Чехова
Различие Кабуки и Но очень простое. Кабуки - театральное искусство, вышедшее из народа (из борделя), играемое для народа и потому стремящееся быть понятным. Но - искусство аристократическое, очень условное, малопонятное и оттого, что ли, более японское, по лаконизму и глубине смысла стремящееся к красному солнцу на белом полотне. Архетипический сюжет пьес и музыкальное сопровождение в Кабуки и Но похожи: безутешные любовники горюют на подмостках, в конце делают себе харакири, об их страданиях поет солист ансамбля струнных японских инструментов. В современном Кабуки больше игры "по Станиславскому", психологизма, не всегда отточены жесты. Но знатоки театра любят его за отсутствие реализма и жесткую форму.
Маски Но лишены декоративности, их линии строги и скупы, а магические свойства маски возведены в абсолют. Перед началом работы над маской резчик по дереву входит в особое состояние, называемое "мусин" (бесстрастность). Сделанные великими мастерами маски кажутся живыми. Особенно это заметно во время представления, когда освещение или поворот головы меняет ее выражение. В каждом спектакле есть роли без масок - тогда актер подменяет маску своим лицом, сохраняющим беспристрастность и отрешенность: аристократический Но насквозь пропитан эстетикой дзен.
Как и в Кабуки, в классическом Но все актеры - мужчины. Мастерству игры они учатся на протяжении всей сценической карьеры. К 20 годам дозволяется играть простейшие роли молодых воинов или девушек. Еще десять лет - богов, безумных женщин и демонов. Вершиной актерского мастерства считаются роли глубоких стариков и дряхлых старух, бывших в молодости красавицами. "Подражание старику - сокровенное на нашем пути. Оно является самым трудным", - писал один из основателей театра Но Дзаэми Мотокиэ.
В зеркальной комнате, располагающейся за сценой, актеры всматриваются в свои множащиеся изображения, потом собирают их в одно, берут маску за края, где крепятся шнурки, и долго держат перед лицом, всматриваясь в нее. Когда душа переходит к изображаемому персонажу, актер выходит на сцену. Поскольку в современной Японии тоже не всегда понимают сути происходящего, достаточно просто вдыхать японский дзен.