0
696
Газета Акцент Интернет-версия

11.02.2003 00:00:00

Собери сам свой CD

Тэги: интернет, cd, прибыль


Прибыли музыкальных гигантов падают. Продажи CD становятся хуже (минус 5% в 2002 году по отношению к уровню 2000 года, по оценкам экспертов). Пять китов музыкального рынка - BMG, EMI, Sony, Universal, Warner - неспокойны.

Великанов лишают сна пираты. По заявлению EMI, озвученному в конце прошлого года, пиратство и нелегальное скачивание музыкальных файлов через интернет увеличиваются месяц за месяцем. По данным IFPI (международная организация звукозаписывающих компаний), в 2001 году каждые 2 из 5 продаваемых в мире записей были пиратскими записями. И только американские компании в 2001 году потеряли по вине пиратов около 4,3 миллиарда долларов. В прошлом году потери увеличились.

У пиратов ниже цены. Они не тратятся на раскрутку, запись, поиск новых исполнителей, освоение перспективных рынков и т.п. А у мэйджоров есть два пути, чтобы выжить в конкурентной борьбе. Один - беспощадная борьба с "Веселым Роджером". Но хоть антипиратские рейды идут по всему миру, на смену каждому старому Флинту приходят 2 новых Сильвера. Другой путь - снижение цен на готовую продукцию. Новая программа реструктуризации EMI предполагает сокращение 1900 рабочих мест. Однако, по оценке The Indepenent, к 2003 году крупные компании уже почти исчерпали свои внутренние резервы для понижения цен.

И гиганты объединяют усилия. Слухи о слиянии EMI и BMG не впервые будоражат музыкальный рынок: в новом веке такая информация проникала в прессу уже дважды. Крупнейшие компании стремятся стать крупнее. В прошлом году BMG поглотила Zomba (это была "независимая" компания, известная раскруткой Бритни Спирс). Эта покупка BMG (ценой 2,7 миллиарда долларов) стала ее ответом на слияние AOL и Time Warner Corporation (пару лет тому назад они образовали AOL Time Warner с единым музыкальным подразделением Warner Music). Главный барьер на пути новых слияний - европейское антимонопольное законодательство, которое не позволяет ни EMI, ни BMG слиться с любым из других китов.

Проблема пиратства беспокоит великанов. Хотя их больше должен беспокоить прогресс. Есть враг пострашней пиратов. Это новые технологии.

Интернет стал угрозой для мэйджоров после появления MP3, формата для хранения звуковой информации. Основное его достоинство - возможность сжатия цифрового аудиосигнала на порядок при незаметных для обычного слуха потерях качества звука. То есть аудиоинформация в формате MP3 занимает в 10 раз меньше места, чем та же информация, записанная на CD. Это убыстрило (а значит, удешевило) пересылку музыкальных файлов через интернет. Как следствие, в сети, как грибы после дождя, выросли сложные системы обмена файлами, а также нелицензионные музыкальные хранилища. Громкий процесс Napster затормозил процесс нелегального обмена, но не остановил его.

Борьба с MP3, вероятно, может замедлить крах гигантов, но вряд ли предотвратит его. Основная проблема - прогресс. Так, московское отделение компании "Мегафон" два месяца назад начало тестировать новый MMS-сервис, а недавно он уже был запущен в коммерческую эксплуатацию. MMS (в переводе - "служба мультимедийных сообщений") - новая разработка, которая призвана прийти на смену SMS. Это сервис по обмену сообщениями, которые могут включать и музыку, и графику, и аудио-, и видеоклипы. Возможность отправлять форматированное аудиосообщение с одного мобильника на другой - страшный удар по индустрии китов. Ничуть не меньший (а может, и больший), чем появление формата МР3 в интернете...

"Эпоха "цифры" кончилась - начинается эра винила", - так писал журналист "Звуков.ru" 1 апреля 2002 года. Редакция "Звуков" опубликовала сообщение о том, что мэйджоры звукозаписи переходят на винил и отказываются от производства CD в связи с разгулом пиратов. Первоапрельская шутка. Не более. Умный пользователь понимает: новая мультимедийная среда оставляет все меньше возможностей для соблюдения авторских прав. И будущее крупных звукозаписывающих компаний мрачно.

Эпоха СD кончилась - началась цифровая эра. Продажа информации приходит на смену продаже кусков пластмассы. Сотрудники компании Forrester Research считают, что к 2007 году сетевая музыка будет оцениваться в 2 миллиарда долларов и составлять 17% всего оборота индустрии. Но это оценка только легального рынка.

Победит не тот, кто вытеснит пиратов (что невозможно), а тот, кто их лучше организует. То есть та компания, которая превратит в свой основной бизнес не производство пластмассы, а продажу торговой марки, распространение товара, рекламу и помощь потребителям через интернет. Как это уже произошло на компьютерном рынке: пример - деятельность компании Dell. Как известно, у Dell нет ни одного собственного завода - при том что это один из наиболее прибыльных лейблов. На большом музыкальном рынке нужна своя Dell или своя IKEA. Ведь лозунг "собери сам свой CD" будет актуален не позже 2005 года.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2110
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1360
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1011
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1325

Другие новости