"Музеум книги" в Новом Эрмитаже. Эрмитаж. Ротонда и Арапский зал Зимнего дворца.
До 2 марта.
Пожухлые страницы, старинные каракули, изгрызенные мышами кожаные переплеты... Тихие радости библиофила редко понятны ценителю изящных искусств. Но не на этой выставке. Потому что на ней выставлены редчайшие редкости и раритетнейшие раритеты, которые ценны не только древностью и уникальностью, но также - художественным мастерством исполнения.
Самые дорогие русские тома. И самые красивые. "Апостол" Ивана Федорова - первая точно датированная русская печатная книга. "Царская охота" - самая роскошная русская книга едва ли не за все время существования книгопечатания в России. От рассматривания этих уников - даже через стекло - дрожь проберет не только книжного червя, но и искусствоведа.
Выставка хороша разнообразием. 150 книг и рукописей XI-XX веков. Петербургское издание Корана Османа "в рост" оригинала - факсимиле арабской рукописи, изданное тиражом в 50 экземпляров. И коллекция мастерски сделанных переплетов. Коронационный фолиант Александра II с огромными иллюстрациями. И детская книжка с рисунками Васнецова. Пожалуй, это лучшая книжная выставка за последние годы. Не только в Питере - во всей России.
"Двое". Русский музей. Корпус Бенуа.
До 10 марта.
Эту выставку все критикуют. А ведь она вовсе не плоха, хотя ее идея скорей забавна, чем оригинальна. Русский музей придумал экспозицию, главная тема которой - взаимоотношения двух персонажей. Икона XVI века "Борис и Глеб", влюбленные с картины Марка Шагала, "Борцы" Натальи Гончаровой или даже знаменитая композиция "Петр I допрашивает царевича Алексея" Николая Ге. Так что выставка обретает чисто формалистический смысл.
Главное не в том, что делают персонажи. Любят друг друга или мучают, дружат или борются. Главное в том, в какие композиционные отношения они вступают. Любопытнейшая выставка для зрителя, склонного к холодному анализу.
"Библия в серебре". Произведения немецких ювелиров XVI-XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа. Эрмитаж. Синяя спальня Зимнего дворца.
До 6 апреля.
Лучшая коллекция английского серебра - в Оружейной палате. Лучшая коллекция немецкого серебра - в Эрмитаже. Все потому, что в Англии была революция, в Германии - Тридцатилетняя война, а потом - многочисленные мелкие битвы карликов. И англичане-немцы переплавляли кубки и блюда на пушки и монеты.
А русские копили и копили. Со времен Алексея Михайловича и вплоть до царствования Николая Александровича. Эрмитажная коллекция серебра состоит из предметов, принадлежавших царской семье и изготовленных для императорского двора. То есть из лучших вещей, выполненных лучшими мастерами. В ней также много национализированных сокровищ. Того, чем владели Юсуповы, Голицыны, Кочубеи, Шереметевы, Строгановы.
С этих блюд не ели. Из этих кубков не пили. Серебряным кубком украшали буфет. А серебряное блюдо вешали на стену, им гордились и хвастались. Так что выставка не столько о Библии, сколько о русском хвастовстве и мотовстве. А библейские темы и даже церковные предметы просто служили для серебряников поводом показать свое мастерство. Олигархи той далекой поры покупали не серебро. Они приобретали престиж.
Феодосий - архимандрит Александро-Невской лавры - в 1747 г. заказал дарохранительницу у Иоганна Бернгарда Вейе, знаменитейшего аугсбургского мастера той поры. Елизавета Петровна заказала в 1754 г. крестильную чашу в Кенигсберге, у мастера Краузе, - по случаю рождения Павла I. Теперь эти игрушки былого тщеславия радуют посетителей Эрмитажа.
"Подношения к Рождеству". Произведения из исторических коллекций Императорских фарфорового и стеклянного заводов XVIII - начала XX века. Эрмитаж. Аполлонов зал.
До 23 февраля.
Музей Ломоносовского завода неповторим. Потому что в нем хранились образцы русского фарфора, созданного на Императорском заводе. В 2001 г. коллекцию музея (около 35 000 вещей) передали Эрмитажу. И вот результат - первая выставка из этого собрания.
Император Николай учредил Музей Ломоносовского завода в 1844 г., а значит, музей являлся едва ли не первым из фабричных музеев России. Основной недостаток его был таким же, как и у большинства подобного рода коллекций, - отдаленное местоположение и недоступность для простых граждан. Проблема в том, что, переехав в Эрмитаж, уникальная коллекция фарфора не стала доступнее. Первый шаг к ее обнародованию сделан. Но, увы, 115 фарфоровых и стеклянных изделий XVIII - начала XX столетий - это ничтожно малая часть рядом с общим объемом собрания. А в составе такого музейного монстра, как Эрмитаж, вся прекрасная коллекция фарфора так и останется маленькой песчинкой. Так имело ли смысл навсегда хоронить императорский фарфор в бездонных кладовых Эрмитажа?
Спешите в Питер - выставка скоро пройдет, а чтобы заново увидеть, скажем, знаменитый бисквитный букет мастера Иванова, нужно будет подождать лет 30. А то и все 50. Бисквит - это неглазурованный фарфор. Чтобы поверить, что розы от Иванова - неживые, нужно сделать над собою усилие...
"Портрет жены художника". Русский музей. Строгановский дворец.
До 10 марта.
Жена - не стена. Отодвинем. Именно такие мысли обуревают посетителя выставки. Потому что лучшие из лирических полотен ХХ века посвящены романтическим подругам. Жены известных российских художников ХХ века выглядят в лучшем случае стервами, в худшем - уродинами. Более 60 живописных, графических и скульптурных портретов дают крайне мрачную общую картину. Такова, видно, национальная особенность восприятия. Жена - едва ли не самое страшное явление в жизни художника. Вечно не дает пить и заниматься формализмом.
Санкт-Петербург-Москва