Теперь въезд в страны ЕС на автомобиле с российскими номерами невозможен. Фото с сайта www.tulli.fi
Владельцы машин с российскими номерами, не имеющие возможности, согласно законам Финляндии, пользоваться ими в этой стране, должны до окончания даты 16 марта вывести их с финской территории. В противном случае их будут задерживать. Финляндия стала последней из пяти стран Евросоюза, граничащих с РФ, которая ввела данную меру, которая трактуется как исполнение санкций ЕС, предусматривающих запрет на импорт ряда товаров из России. Интересно, что это делается в тот момент, когда Брюссель усиливает борьбу с нарушением действующего санкционного режима. Причем в этих нарушениях обвиняют и те страны, которые запрещают автомобили с российскими номерами.
На сайте департамента таможенного контроля Финляндии в четверг, 15 марта, появилось заявление руководителя ведомства Сами Ракшита. «С ближайшей субботы водители замеченных на дорогах зарегистрированных в России автомобилей должны доказать контролирующим органам, что они имеют право пользоваться автомобилем в Финляндии. Рекомендуется иметь соответствующие документы при себе в дороге», – предупреждает он.
В заявлении разъяснено, что в Финляндии право пользоваться зарегистрированным в РФ автомобилем теперь имеют только постоянно проживающие за пределами ЕС студенты очной формы обучения и работающие по срочному трудовому договору, которые ввезли свои машины легально и до данного запрета. Под него также не подпадают машины постоянно живущих в России граждан ЕС или Европейской экономической зоны (то есть граждан Исландии, Норвегии и Лихтенштейна). Запрет не распространяется на автомобили с дипломатическими номерами и на машины тех, кто прибыл в страну «по гуманитарным соображениям» (например, соискателей политического убежища). Подобные меры ранее были приняты в Эстонии, Латвии, Польше и Литве. Кстати, литовцы оказались первыми, кто конфисковал автомобиль-нарушитель. Автомобиль Audi Q7, принадлежащий молдавскому гражданину, задержали на КПП в населенном пункте Медининкай еще 11 марта.
Литва стала первой страной Прибалтики, где был конфискован автомобиль с российскими номерами. Фото с сайта www.lrmuitine.lt |
Закрыть границу финские власти решили из-за наплыва беженцев из третьих стран, который имел место этой зимой. В Хельсинки обвиняли Москву в умышленном провоцировании миграционного кризиса. В преддверие Рождества запрет был частично ослаблен, потом восстановлен вновь. «Есть основания предполагать, что мы имеем дело с долгосрочной ситуацией. В районе российской границы находятся по меньшей мере сотни, а возможно, и тысячи мигрантов, которые ждут возможности продолжить путь в Финляндию», – объясняла журналистам в феврале министр внутренних дел Финляндии Мари Рантанен. Единственная страна НАТО на западных границах РФ, куда машины с российскими номерами еще могут въезжать, – это Норвегия. Но и там готовятся запреты.
Формально решение пяти стран связано с ранее введенными санкциями Евросоюза. Еврокомиссия еще в сентябре 2023 года выпустила разъяснения. Согласно им въезд россиян на личных автомобилях с российскими номерными знаками может расцениваться как запрещенный импорт. А в конце мая в Германии имели место аресты автомобилей, зарегистрированных в РФ. Собственно, поэтому Еврокомиссия взялась разъяснять ситуацию.
Однако, возможно, активность «пятерки» объясняется желанием отвергнуть подозрения в нарушении санкционного режима в отношении РФ. Закрыть все лазейки, позволяющие отправлять в Россию товары, запрещенные к экспорту, в Евросоюзе обещают давно. Предположительно эта тема будет обсуждаться на саммите ЕС 21–22 марта. В преддверии этой даты премьер-министр Польши Дональд Туск в интервью польскому телевидению публично признал, что бизнесмены из его страны массово нарушают эмбарго на поставку ряда товаров в РФ. Он посетовал на то, что в ЕС «почему-то никто не заинтересован» в действительном соблюдении санкционного режима. Между тем, сейчас Еврокомиссия готовит список европейских компаний-нарушителей, которые через третьи страны поставляют запрещенные товары из ЕС в РФ. Ожидается, что там будет много фирм из Польши и стран Прибалтики.