Король Испании Филипп VI принял главу МИД КНР Ван И в Мадриде. Фото с сайта www.casareal.es
Китай готов укреплять связи с ЕС на основе равенства, во имя свободы торговли и экономической глобализации, заявил глава МИД КНР Ван И в Мадриде. Он встретился с королем Испании Филиппом VI, премьером Педро Санчесом и коллегой Хосе Мануэлем Альбаресом. Но Брюссель, по сути, отверг протянутую руку, ужесточив контроль над инвестициями, технологиями КНР и компаниями, заподозренными в военных поставках России. Влиятельный мозговой трест указал, что это не поможет Киеву на поле боя.
Как напоминает Reuters, Европейская комиссия приняла план по усилению надзора за иностранными капиталовложениями и обменом технологиями. Это касается в первую очередь Китая. Его документ назвал соперником в свете событий в Украине.
Поскольку Брюссель не принял дружеского жеста Пекина, называя его то соперником, то конкурентом, спрашивается, как это отразится на отношениях ЕС со второй экономикой мира. И еще один, более актуальный вопрос: рестрикции ЕС нанесут реальный ущерб России?
На эту тему высказал свои соображения не кто-нибудь, а Дэн Смит, директор Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI). ЕС, указал он, предложил в 13-м пакете антироссийских санкций наложить ограничения на три компании из континентального Китая и одну из Гонконга. А всего в черном списке состоят более 20 фирм, в том числе из западных стран. Их подозревают в поддержке связей с российским военно-промышленным комплексом. Неблагонадежным компаниям будет запрещено делать бизнес в 27 странах блока.
Вывод Смита таков: санкции на китайские фирмы окажут минимальное воздействие на Россию или вообще не принесут никакого результата. «По-моему, они говорят об определенной враждебности к Китаю со стороны ЕС», – сказал Смит. Ведь пока нет свидетельств того, что Китай передавал полные системы вооружений России. «И если ЕС и другие признают, что санкции – неэффективный инструмент политики, то они могли бы начать работать над тем, как достичь своих целей с помощью дипломатии, прагматических действий», – полагает Смит.
Со времени начала боевых действий в Украине отношения между Москвой и Пекином стали теснее. Но Китай отрицает, что оказывает военную поддержку России. Он заявляет, что отношения с Россией – это не союз, они не направлены против третьих стран. В то же время Китаю не нравится, что часть украинских земель перешла под контроль России. Как бы то ни было, для Украины трудно принять Китай в роли посредника или медиатора. Аналогичная картина с Россией. Для нее будет почти немыслимым согласиться, чтобы такую роль играли ЕС или США, утверждает Смит.
Обрисовав таким образом положение, глава SIPRI предположил, что Китаю стоило бы несколько дистанцироваться от России, если он хочет внести свой вклад в урегулирование в Украине.
В беседе с «НГ» Александр Лукин, научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН, отметил: «Можно предположить, что какие-то китайские фирмы могут продавать РФ товары двойного назначения. Объем российско-китайской торговли достиг 200 млрд долл. Китай отрицает, что оказывает военную помощь России. Но сам термин «товар двойного назначения» расплывчат. Скажем, грузовики тоже могут использоваться на поле боя.
Характерно, что стокгольмский институт высказывается за поиск мира. Китай от этого не уклонялся, выдвигал свои предложения по урегулированию. Из них вытекает, что он ни на чьей стороне не стоит. Тем не менее украинская сторона эти предложения отвергла. Значит, Китай пока не может играть роль посредника. Видимо, через какое-то время это будет возможно».
Но Боб Савик, старший исследователь Института глобальной политики в Лондоне и приглашенный профессор Университета в Ноттингеме, настроен более пессимистично. Увеличение числа санкций против России, нажим на Китай могут однажды привести к резкому всплеску напряженности вокруг Тайваня и в Азии, полагает он. А это, в свою очередь, побудит Китай еще больше расширить сотрудничество с РФ. То есть, как говорят китайцы, поднявший камень может сам отшибить себе ноги.