Графика Reuters
В девятый санкционный пакет ЕС, который на днях будет окончательно подготовлен, войдут в первую очередь меры, направленные на предотвращение обхода ранее введенных против РФ санкций. Об этом заявил еврокомиссар по делам юстиции Дидье Рейндерс. В ближайшее время обход санкций будет квалифицироваться как «преступление против Евросоюза», то есть приравнен по опасности к терроризму и наркоторговле.
В интервью ирландской прессе Рейндерс заявил, что Еврокомиссия в течение нескольких дней выпустит директиву, предусматривающую не заморозку, а конфискацию активов, которые теми или иными манипуляциями кто-либо попытается вывести из черных списков. Подобная практика применяется в рамках наказаний за «преступления против Евросоюза».
Однако для того, чтобы причислить к таким преступлениям обход санкций, введя за него уголовное наказание, потребуется решение Евросовета – всех лидеров стран ЕС. Таково требование Договора о функционировании Европейского союза. В его 83 статье перечислены преступления против ЕС: это «терроризм, торговля людьми и сексуальная эксплуатация женщин и детей, незаконная торговля наркотическими средствами, незаконная торговля оружием, отмывание денег, коррупция, подделка средств платежа, преступления в сфере компьютерной информации и организованная преступность». Там же указано, что решением Европарламента и Евросовета этот список может быть дополнен. Значит, криминализация обхода санкций будет официально введена 15–16 декабря, на ближайшем саммите ЕС, где окончательно одобрят и девятый антироссийский пакет. Судя по словам Рейндерса, эта новая мера ударит не только по отдельным лицам, но и по целым государствам. Он обращает внимание на то, что Россия изо всех сил старается заполучить чипы, необходимые для военной промышленности. С этим, как Рейндерс уверен, связан рост поставок бытовой техники (например, холодильников) в РФ через третьи страны.
Еврокомиссар по делам юстиции сделал свое заявление перед визитом в Ирландию. Там он будет находиться с 24 по 25 ноября и, как ожидается, отметит успехи этой страны в деле проведения в жизнь антироссийских рестрикций Евросоюза. Ирландия относится к восьми членам ЕС, где наиболее активно выявляют и замораживают активы российских юридических и физических лиц, подпавших под санкции. Как ранее заявлял Рейндерс, для страны этот показатель оценивается в 1,8 млрд евро. Российские активы на ту же сумму заморожены в Австрии. «Отличником» же в Евросоюзе по части выполнения санкций против РФ на сегодняшний день является Бельгия, родная страна Рейндерса. Здесь заморожены российские активы на 3,5 млрд евро. Далее идут Люксембург (около 2,5 млрд евро), Италия (2,3 млрд евро), Германия (2,2 млрд евро), упомянутые выше Австрия и Ирландия, Франция (1,3 млрд евро) и Испания (1 млрд евро). По данным Irish Times, замороженные в ЕС активы принадлежат 1239 подсанкционным физическим лицам и 116 подсанкционным компаниям. Издание настаивает, что именно эти цифры в настоящий момент соответствуют действительности.
Дело в том, что во многих странах иногда умышленно, иногда нет завышается размер замороженных российских активов. В первую очередь это делается путем зачисления в этот показатель заблокированных транзакций. Не случайно руководитель отдела международных санкций и предотвращения финансирования терроризма Управления финансовой разведки Эстонии Лаура Аус в интервью эстонской телекомпании ERR признавалась, что точную стоимость замороженных активов практически невозможно рассчитать. Сама она оценивает этот показатель для своей страны минимум в 20 млн евро. Как указывает ERR, более 90% замороженных в Эстонии российских активов приходится на компании Андрея Мельниченко и Вячеслава Кантора.
А «двоечником» по части выполнения антироссийских санкций по-прежнему остается Венгрия. Рейндерс еще в сентябре ставил на вид венгерскому премьеру Виктору Орбану то, что в стране заморожены российские активы на символическую сумму в 3 тыс. евро. Венгерские власти это отрицали, но свои цифры ими так и не приведены. Это еще больше ухудшает отношения официального Будапешта и еврокомиссара по делам юстиции, которые и так давно стали очень напряженными. Орбан критикует Рейндерса за вмешательство во внутреннюю политику страны и обвиняет его в поддержке оппонентов правящей партии «Фидес». А еврокомиссар, в свою очередь, последовательно добивается приведения законодательства Венгрии в соответствие с нормами Евросоюза, что неминуемо повлечет за собой уменьшение влияния и полномочий премьер-министра.
Необходимо заметить, что, помимо прочего, в ЕС есть и замороженные средства Центробанка. Они проходят по отдельной категории, и их сумма оценивается примерно в 30 млрд евро. По данным на февраль, до начала военной операции в Украине Центробанк сообщал о том, что его общие международные резервы составляют 643 млрд долл. Примерно половину из них после 24 февраля заморозили, что было технически не так уж и сложно. Ведь из общего числа резервов 311 млрд долл. – это ценные бумаги иностранных эмитентов, а 152 млрд – депозиты и наличная валюта в зарубежных банках.