Трамп и его команда будоражат мир шокирующими новостями каждый день. Игнорировать этот поток не может никто. Можно только как-то приспособиться. Отойти в сторонку, укрыться под навесом, затаиться в надежде – вдруг пронесет.
Не укроешься, не пронесет!
Потому что Трамп задумал опрокинуть мир с его «порядком, основанным на правилах». Методологический ключ к пониманию новых подходов ко всем типам отношений: теперь у Вашингтона нет ни друзей, ни врагов. Традиционные классификации – в урну. Америка превыше всего требует от остального мира раскошелиться на реиндустриализацию США.
В качестве главного рычага трансформации всего мирового порядка Трамп избрал тарифы. Сначала говорил просто о прямом повышении ставки на импортируемую продукцию для выхода на уровень взаимности и зеркальности, потом ему рассказали о нетарифных барьерах в торговле, которые не так видны невооруженным глазом.
Например, манипуляции с валютными курсами, экологические и фитосанитарные стандарты, отраслевые субсидии.
Трамп обвиняет прежних руководителей Америки в том, что они 40 лет позволяли другим странам обдирать США, как липку. Вице-президент Вэнс указывает, что этот процесс продолжался 60 лет. И Трамп, и Вэнс повторяют из раза в раз одни и те же цифры для убедительности своей позиции в глазах избирателей: за последние годы страна закрыла 90 тыс. предприятий и 5 млн промышленных рабочих мест.
Именно в этот период формировалась система международного обмена на основе многосторонних договоренностей в ходе переговоров в рамках Генерального соглашения о торговле и тарифах (ГАТТ).
Например, в ходе Раунда Кеннеди (1964–1967) в результате переговоров со стороны США были сделаны тарифные уступки объемом примерно 40 млрд долл. В том числе уступки Соединенных Штатов по импорту в размере 8,5 млрд долл. и ответные уступки других стран по экспорту в США на такую же сумму.
Среднее снижение тарифов на готовые изделия для четырех крупнейших участников – США, членов Европейского экономического сообщества (Общий рынок), Великобритании и Японии – составляло примерно 35%. США снижали тарифы в течение пяти лет с 1968 года.
Токийский раунд переговоров (1973–1979) коснулся не только тарифов, но также методов и объемов защиты сельхозпродукции. Число товаров, находящихся под защитой высоких таможенных пошлин, было значительно сокращено. Таможенные пошлины были отменены в области гражданской авиации. Кроме того, ключевые развитые страны согласились на общее сокращение своих таможенных пошлин на 25–30%. Оно осуществлялось с 1980 по 1988 год поэтапно. Внешний европейский тариф снизился в среднем с 9,8 до 7,5%, японский тариф сократился с 7,9 до 5,5%, американский тариф снизился с 7,9 до 5,6%. Снижение тарифов было отложено для секторов, находящихся в состоянии кризиса и т.д.
Уругвайский раунд переговоров начался в 1986 году и длился восемь лет – до 1994 года. В результате Уругвайского раунда были приняты «Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО)» и приложения к этому документу, в том числе соглашения, договоренности и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами, а также вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Созданный единый пакет договоренностей должна была принять в полном объеме любая страна, намеренная стать членом ВТО.
Дохийский раунд стартовал в 2001 году, но так и не завершился после 15 лет упорной работы на экспертном уровне. Противоречия по вопросу правомочности субсидий для фермеров в развивающихся странах не позволили договориться – прежде всего США с Индией и Бразилией.
Многосторонний характер переговоров – отличительная черта механизма формирования международного экономического порядка. США играли лидерскую роль в работе всех раундов, поскольку снижением тарифа открывали доступ на чужие рынки своим производителям и транснациональным корпорациям.
За эти годы американский индустриальный капитал в форме прямых иностранных инвестиций перемещался из США сначала преимущественно в Азию и Китай, а потом в Мексику, Канаду и Латинскую Америку. Иными словами, туда, где факторы производства оказывались более благоприятными с точки зрения издержек и общей эффективности.
В самих же США в эти десятилетия бурно развивались финансовые услуги, технологические компании, университетская наука. Здесь американцы достигли глобального конкурентного преимущества. И, кстати, весьма успешно блокировали включение сферы услуг в повестку многосторонних торговых переговоров. Мол, зачем регулировать те сферы, где мы лидеры? Нам и так хорошо!
И вот теперь новые руководители США утверждают, что последние 60 лет весь остальной мир их беспощадно грабит, поэтому у американцев пугающий дефицит в торговле с другими странами, особенно с Китаем. Трамп утверждает, что ежегодно от несправедливой торговли США теряют 2 трлн долл.
Президент Трамп, считающий себя гуру переговоров, убежден, что в формате «один на один» ему нет равных, он переиграет любого. Эта его убежденность лежит в основе тарифных новаций, объявленных в «День освобождения» 2 апреля. Почти 150 стран узнали, что Соединенные Штаты введут против них почти запретительные тарифы. Испытав шок от этого шага американского президента, уже почти 90 государств объявили о готовности начать переговоры с министром торговли США. Двусторонние переговоры! Не многосторонние, а именно – двусторонние!
Как будет развиваться мировая экономика в этих условиях, не знает никто. На днях Международный валютный фонд, например, снизил глобальный прогноз роста ВВП на полпроцента.
Совершенно очевидно, что предыдущие многосторонние соглашения с их механизмом разрешения споров обречены на постепенное отмирание. В ближайшие три-пять-десять лет будет происходить переформатирование международных экономических и торговых соглашений и механизмов их обеспечения на преимущественно двустороннюю основу. Возможны и небольшие региональные партнерства.
В создавшихся обстоятельствах восстановление и развитие многоотраслевых отношений с США – важное направление для России. Если сотрудничество между нашими странами не восстановится, трудно будет рассчитывать на успешное выстраивание сотрудничества со многими другими странами. Страх тарифных и санкционных наказаний с оглядкой на Вашингтон обладает парализующим действием на многих мировых руководителей. Если же у России произойдет нормализация отношений с США, с поэтапной отменой санкций и ограничений, это будет хорошим сигналом для других – мол, отношения с Москвой не токсичны. В условиях глобального хаоса и неопределенности это уже явный плюс. Он придаст дополнительный импульс росту нашей экономики.
Представляется, что тогда у России могут появиться неплохие шансы на ускоренное развитие. Ведь мы прошли через десятки тысяч санкционных ограничений за последние годы, адаптировались к жизни в условиях дефицита «финансово-экономического кислорода». Доступ к нему подтолкнет наше движение к благополучию и благосостоянию. Желательно бы – для всех.