Министр финансов Риши Сунак (справа) напомнил Борису Джонсону, что возможности государства не безграничны. Фото Reuters
В правительстве Великобритании разгораются дискуссии о способах снижения зависимости от невозобновляемых источников энергии, особенно из РФ. Более прагматичным решением, чем ставка на ветряные и солнечные электростанции, может стать строительство новых АЭС, за которое выступает премьер-министр Борис Джонсон. Однако в своих намерениях инвестировать в «мирный атом» он наткнулся на сопротивление министра финансов Риши Сунака, считающего строительство восьми АЭС обременительным для налогоплательщиков. Он фактически заблокировал принятие стратегии энергетической безопасности страны.
Если до российской операции в Украине спор о путях развития энергетики страны во многом носил теоретический характер, то теперь, с объявленным отказом страны от российских нефти и газа, он перешел в практическую плоскость.
Британии из-за пересмотра энергетической стратегии приходится размышлять над резкой сменой приоритетов в энергетической сфере. Если раньше Лондон планировал, что к 2030 будет работать лишь одна АЭС мощностью 3,6 ГВт, то теперь Джонсон хочет вложиться в атомную энергетику сполна.
Неделю назад на встрече с атомщиками он заявил, что АЭС к 2030 году должны вырабатывать 15 ГВт и 30 ГВт к 2050 году. Это беспрецедентно для страны. На пике использования мирного атома в 1997 году Великобритания вырабатывала 12,7 ГВт за счет АЭС, отмечает Guardian. На закладку восьми новых АЭС должно уйти около 26 млрд фунтов. Из них, согласно плану премьер-министра, половину будет оплачивать правительство. Но это вызвало недовольство министра финансов Риши Сунака. Из-за его решительного противодействия правительство объявило о том, что обнародование стратегии энергетической безопасности откладывается. Этот документ планировалось представить парламенту 30 марта.
Премьеру предлагают сделать ставку на альтернативную энергетику. Прежде всего – энергию ветров, в том числе дующих на морских берегах. Однако и здесь необходимы большие инвестиции в размере 60 млрд фунтов. Как бы то ни было, по данным Financial Times, Министерство предпринимательства рассчитывает увеличить не только выработку АЭС с 7 до 16 ГВт к 2030 году, но и ветряных электростанций, стоящих не на морских берегах, – с 15 до 30 ГВт.
Завышенными кажутся Министерству финансов и ожидания премьер-министра в вопросе увеличения использования выработки энергии солнца (с нынешних 14 ГВт до 50 ГВт ежегодно). Вообще ставка на солнечные батареи выглядит несколько странной, учитывая то, что выиграть от их установки так, как солнечная Испания, Британия точно не сможет. Но почему более практичные АЭС встречают большее сопротивление Министерства финансов, нежели альтернативная энергетика?
Все упирается в вопрос о том, чьи это будут инвестиции. В альтернативную энергетику активно вкладываются частные предприниматели, в то время как атомную энергетику традиционно развивало государство. Сунак постарался объяснить Джонсону, что строительство АЭС потребует больших предварительных инвестиций. Причем озвучиваемые сейчас суммы наверняка увеличатся по мере развития проекта. Тот факт, что основные тяготы возьмет на себя государство в виде налогоплательщиков, может и не обрадовать избирателей. А рейтинги Консервативной партии и Джонсона и так весьма низки.
«Повестка за последние месяцы сильно изменилась. Ведь еще осенью Джонсон заявлял, что к 2035 году Британия будет использовать лишь «чистые» источники энергии. Но теперь приоритеты сменились, и Лондону важнее просто обеспечить энергетическую безопасность. Премьер проводил переговоры с Саудовской Аравией и ОАЭ, но гарантий серьезного увеличения добычи углеводородов от них не получил. Теперь на Даунинг-стрит вынуждены разрабатывать стратегию автономного обеспечения», – сказал старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Олег Охошин.
В разговоре с «НГ» эксперт подчеркнул, что формирующаяся под влиянием момента стратегия является хрупкой сама по себе и потому неизбежно испытает трудности как на этапе утверждения, так и в ходе реализации. «Скорее всего планы Джонсона утвердят лишь в урезанном виде», – подводит итог Охошин.