Как оказывается, Башар Асад уже давно ищет прямые коммуникации с США. Фото Reuters
Сирийское руководство подозревают в желании наладить каналы обратной связи с администрацией президента США Джозефа Байдена. СМИ Персидского залива распространили сведения о том, что высокопоставленный представитель Дамаска направился в Вашингтон для обсуждения корректировки контактов. Причиной якобы стала напряженная ситуация в некогда «примиренных» южных провинциях Сирии, которые до сих пор показывают правительству свое неповиновение. Эксперты утверждают, что попытки сирийского правительства навести мосты с Вашингтоном не новы, однако на них отражается динамика аппаратных войн в Дамаске.
Данные о том, что сирийское правительство готово работать с США и вести координацию «по всем вопросам, связанным с Ближним Востоком», сообщило издание «Аль-Араби аль-Джадид».
Его выводы основываются на беседе с общественным деятелем Рами аль-Шаером, некогда возглавлявшим палестинскую дипмиссию в Москве. По его словам, Дамаск хочет наладить канал коммуникации для того, чтобы нейтрализовать все риски вокруг южных провинций, ситуация в которых обострилась этим летом из-за столкновений между правительственной армией и бывшими повстанцами, сложившими оружие в 2018 году в рамках сделки между Россией, США, Иорданией и Израилем. Шаер уверяет, что на такие шаги Дамаск толкают разногласия с Москвой.
Обстановка на юге Арабской Республики не раз показывала признаки сохранения протестного потенциала, однако разгоревшиеся в последние месяцы боевые действия наблюдатели называли наиболее крупными за последние годы (см. «НГ» за 04.08.21). Близкий к американскому разведсообществу аналитический центр Stratfor предупреждал, что неразрешенная ситуация с южанами может воодушевить и другие районы Арабской Республики.
Предположения о том, что между президентом Башаром Асадом и американскими властями возможен диалог, стали появляться еще в октябре 2020 года, когда со ссылкой на свои источники газета Wall Street Journal сообщила, что администрация экс-президента Дональда Трампа предлагала сирийскому правительству создать прямой канал связи. По ее данным, именно с этими целями представлявший тогда Совет национальной безопасности при Белом доме чиновник Кэшьяп Патель нанес визит в Дамаск в 2020 году. Его поездку называли первым случаем за все годы гражданской войны, когда столь высокопоставленное американское официальное лицо отправляется в Сирию. Но тогда Вашингтон волновала судьба удерживаемых Дамаском граждан США.
Впрочем, эти сообщения не были единственным признаком того, что Вашингтон готов разговаривать с Дамаском напрямую. В частности, на уровне неофициальных сообщений ранее циркулировала информация о состоявшейся в Дамаске в июне 2018 года секретной встрече между американской делегацией и представителями сирийской госбезопасности. Тогда, по слухам, в ходе переговоров с людьми Асада обсуждались не только вопросы, связанные с освобождением американских узников, но и нейтрализация группировки «Исламское государство» (запрещена в РФ), а также проблемы продолжающегося применения на территории Сирии химического оружия. Тогда сирийцы якобы выдвинули свои условия нормализации контактов.
«Трудно понять, на каком основании арабская пресса видит в аль-Шаере инсайдера, но в целом попытки коммуникации Дамаска с США за последние годы не новы, и они не ограничивались контактами по линии спецслужб в эпоху Трампа, – пояснил в разговоре с «НГ» приглашенный исследователь вашингтонского Института Ближнего Востока (MEI) и эксперт Российского совета по международным делам Антон Мардасов. – Однако, насколько мне известно, контакты зависели от внутрирежимной борьбы: так называемая старая гвардия, в которую входил бывший глава МИДа Валид Муалем, нередко пыталась блокировать коммуникацию молодых чиновников с Западом, даже если те действовали по поручению Башара Асада».
По словам эксперта, Дамаск уже давно предпринимает попытки диверсифицировать свои связи, чтобы снизить зависимость от Москвы и даже Тегерана. «Результат, конечно, спорный, но некоторый успех на этом поприще есть: в частности, это видно во внутриливанском кризисе, где роль Дамаска все больше возрастает и где поддерживаемые им кандидаты начинают конкурировать с кандидатами от той же «Хезболлы», – отметил Мардасов. – Ближе к парламентским и президентским выборам 2022 года это проявится еще сильнее. Конечно, Асад будет использовать это для углубления сотрудничества с теми же Эмиратами». По словам эксперта, представители сирийской элиты в кулуарах признают: они не в восторге от укрепления иранского влияния.
«Однако политика Тегерана – при всех ее минусах – понятна для сирийцев в отличие от позиции россиян, – рассуждает Мардасов. – В Дамаске вполне открыто пытаются понять, какие цели Москва преследует в Сирии, и констатируют отсутствие «стратегического диалога», который помог бы осознать факторы, заставляющие Россию колебаться при принятии более решительных мер по парированию угроз, с которыми имеет дело Арабская Республика. Впрочем, для Москвы Башар Асад – в рамках привычного поведения с дружественными режимами – все-таки является идеальным союзником: учитывая региональную токсичность Тегерана, дальнейшая политическая выживаемость Асада сильно зависит прежде всего от позиции России».
Таким образом, в своих действиях по диверсификации контактов сирийское правительство крайне ограничено, считает собеседник «НГ». «Но в целом стремление Дамаска проводить маневры за спиной Москвы давно известны и понятны», – заключил Мардасов.
комментарии(0)