Ситуация на юге Сирии потребовала прямого вмешательства министра обороны Али Абдуллы Аюба. Фото с сайта www.mod.gov.sy
Ситуация на юге Сирии, который был возвращен под контроль правительственной армии в 2018 году, снова становится предметом для беспокойства. За последние дни между войсками официального Дамаска и бывшими повстанцами, которые несколько лет назад в рамках мирной сделки отказались от вражды, разгорелись масштабные вооруженные столкновения. Обстановка на юге не раз показывала сохранение признаков протестного потенциала, но последние бои наблюдатели называют наиболее крупными за последние несколько лет. Близкие к американскому разведсообществу аналитические центры предупреждают, что непримиримость южан может воодушевить и другие районы.
Бои разгорелись за населенный пункт Дераа аль-Балад. По сообщениям арабских изданий, для того чтобы урегулировать ситуацию, на место прибыла российская военная делегация. Параллельно есть данные о приезде министра обороны Сирии Али Абдуллы Аюба. Ситуация «на земле» остается хрупкой: на минувшей неделе заместитель руководителя российского Центра по примирению враждующих сторон (ЦПВС) в Сирии контр-адмирал Вадим Кулить сообщал, что Сирийской арабской армии (САА) удалось восстановить действовавший в этом районе режим прекращения огня. Однако местные СМИ то и дело информируют о возобновившихся боевых действиях между правительственными силами и восставшими экс-оппозиционерами.
Нынешний виток конфронтации дал о себе знать в конце июня, когда, как сетуют оппозиционные издания, силы президента Башара Асада потребовали от «примиренных» повстанцев сдать легкое оружие в соответствии с соглашением о прекращении огня 2018 года. За месяц ситуация существенно обострилась. По версии правительственных источников, бывшая оппозиция, которая контролировала Дераа аль-Балад, нарушила 28 июля условия примирительного соглашения трехлетней давности и напала на посты сирийских военнослужащих на юге Арабской Республики. В плен было захвачено не менее 25 правительственных бойцов. Район был блокирован, а армейские силы потребовали выдать боевиков, причастных к нападениям на позиции САА.
Южные провинции нередко называют колыбелью сирийской революции. Они вернулись под контроль САА только три года назад при активном посредничестве России, США, Иордании и Израиля. Представителям оппозиции при этом удалось избежать репрессий: распоряжением сирийских властей им была предоставлена амнистия. Как отмечал в письме в редакцию «НГ» посол Сирии в Москве Рияд Хаддад (см. «НГ» от 15.12.20), «данная амнистия была предназначена тем, кто ранее участвовал в действиях вооруженных террористических групп и чьи руки не были запятнаны кровью». «Некоторые из них сложили оружие и вернулись к мирной жизни, а некоторые решили присоединиться к силам САА для защиты своей страны», – напоминал глава дипмиссии.
Однако взаимных претензий по поводу соблюдения условий мирного договора избегать до сих пор не удается. На этот раз столкновения ударили по транспортному сообщению. В частности, нападения на армейские посты возле магистрали, ведущей к сирийской столице, заморозили пассажирское и коммерческое движение через переход «Насиб-Джабер» на границе с Иорданией. Это главные торговые ворота из Ливана и Сирии в государства Персидского залива. На днях власти Хашимитского королевства приняли решение закрыть границу с Арабской Республикой. «КПП «Насиб-Джабер» будет временно закрыт для движения транспорта из-за событий, затрагивающих безопасность на сирийской стороне границы», – заявили в МВД Иордании.
В Аммане, впрочем, пообещали снова открыть КПП, когда это позволит сделать ситуация в сфере безопасности. «Насиб-Джабер» не работал с 2020 года в связи с мерами, принятыми на фоне распространения коронавируса. Однако Министерство внутренних дел Иордании неожиданно распорядилось в конце июля этого года разморозить сообщение. Глава королевского ведомства Мазен Фарайя провел телефонные переговоры с сирийским коллегой Мухаммедом Халедом Рахмоном, поставив его в известность о намерении Аммана восстановить функционирование КПП «Насиб-Джабер». Иорданская сторона подчеркнула, что подобный шаг «отвечает двусторонним интересам и принесет обоюдную выгоду».
Столкновения между САА и бывшими повстанцами, которые Сирийская обсерватория по правам человека (Британия) называет самыми жестокими и масштабными с момента возвращения под контроль Дамаска, могут иметь и более глубокие последствия. В частности, неутешительный прогноз дает американская аналитическая компания Stratfor, которую считают близкой к западному разведывательному сообществу. «Если правительству и силам повстанцев в Сирии не удастся подписать новое соглашение о прекращении огня, эскалация боевых действий на юге может привести к волнениям на других подконтрольных режиму территориях и «отправить» новый поток беженцев в Иорданию», – резюмируют аналитики.
Тем более что за несколько дней ожесточенных столкновений южную провинцию Дераа, по данным ООН, успели покинуть не менее 2,5 тыс. человек. Это не может не тревожить региональные страны и западных игроков.
комментарии(0)