Фото Reuters
Госсекретарь Энтони Блинкен будет председательствовать 29 марта на заседании Совета безопасности (СБ) ООН, посвященном теме гуманитарной ситуации в Сирии. Ожидается, что руководитель Госдепартамента выступит за продление и расширение мандата механизма оказания трансграничной помощи тем анклавам в Арабской Республике, которые остаются под контролем противников официального Дамаска. Эту линию называют прямым путем к конфликту на площадке СБ, учитывая позицию другого его члена – России, которая считает, что сирийское правительство в состоянии само разрешить все вопросы вокруг гумпомощи и что ооновские инициативы лишь ухудшают ситуацию.
О том, что госсекретарь намерен высказаться не только за пролонгацию, но и за расширение механизма оказания трансграничной помощи Сирии, сообщили в дипведомстве США. Ответственный сотрудник Бюро по делам международных организаций дипведомства Эрика Баркс-Рагглс рассказала, что США хотят сохранить «открытым последний оставшийся пункт пересечения границы Сирии, одобренный ООН, а также обеспечивать эффективную доставку гуманитарной помощи». Речь идет о расположенном на северо-западе контрольно-пропускном пункте «Баб-аль-Хава». При этом она подтвердила, что Вашингтон «будет противодействовать любым попыткам сторонников режима, включая Россию, закрыть этот пограничный переход».
Баркс-Рагглс уточнила, что представители администрации президента Джозефа Байдена ведут «тесные консультации» со своими союзниками по этому поводу. «Мы также консультируемся с Россией и Китаем в ООН, пытаясь найти формулу, которая позволит сохранить доставку гуманитарной помощи отчаянно нуждающимся в ней, – пояснила дипломат. – Мы считаем, что нам необходимо активизировать в СБ многосторонние дипломатические усилия, направленные на то, чтобы продлить и расширить мандат пересечения границы, в том числе восстановить пункт перехода на северо-востоке». Это означает, что Вашингтон будет добиваться открытия для ооновской миссии других КПП на границе с Сирией.
СБ ООН одобрил организацию трансграничных операций по доставке помощи некоторым районам Сирии в рамках резолюции 2165, которая была принята в июле 2014 года. Причиной послужила интенсификация боевых действий. Шесть лет назад у ооновской миссии был доступ к четырем КПП, которые находились на границе Сирии и Турции, Сирии и Ирака, Сирии и Иордании. К январю 2020 года открытыми остались только два. А с июля среди функционирующих пунктов пропуска, через которые в Арабскую Республику можно отправлять помощь, остался только «Баб-аль-Хава», который, как говорят западные исследователи, перестал справляться с нагрузками, потому что запрос на гуманитарную поддержку в период пандемии только вырос.
Вопрос о судьбе «Баб-аль-Хава» остро встанет в июле этого года, когда должен истечь срок разрешения на использование этого объекта. В России против того, чтобы мандат на соответствующую помощь был продлен. Москва изначально настаивала на том, что ооновские трансграничные операции носят временный характер и что после возвращения большей части районов под контроль Дамаска смысл в них исчезнет. «Исходим из того, что после истечения срока действия резолюции 2504 СБ ООН 10 июля гуманитарное содействие сирийцам должно осуществляться в координации с Дамаском, как это и предусмотрено международным гуманитарным правом», – говорилось в одном из недавних официальных комментариев МИД РФ.
В конце февраля постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя объяснил, почему российская сторона не видит оснований для пролонгации ооновского мандата. «От опосредованного влияния (западных. – «НГ») санкций Дамаск не в состоянии проводить валютные операции, необходимые для функционирования экономики, закупать на внешних рынках сырье, стройматериалы, не говоря уже о медикаментах и медоборудовании, столь необходимом в условиях пандемии, – пояснил российский дипломат. – Поступающая в страну гумпомощь эти проблемы не решит и жизнь сирийцев не нормализует. Не работают и гуманитарные изъятия, на это прямо указывают действующие «на земле» гумагентства».
Небензя выразил уверенность в том, что через трансграничный механизм оказания гуманитарной помощи (ТГМ) осевшие в неподконтрольных Дамаску анклавах радикальные элементы «богатеют». Особенно, по его оценкам, это будет заметно по мятежной провинции Идлиб. «Почему при рекордных поставках через ТГМ именно на северо-западе один из самых высоких показателей по голодающему населению? – задался вопросом дипломат. – Куда исчезают все эти объемы помощи, купленные на многомиллионные средства доноров? Общеизвестный факт, что террористы в Идлибе богатеют. При этом мы никогда не слышали и, очевидно, не услышим просьбы стран-доноров к ООН отчитаться за достигнутые результаты проделанной работы».
На Западе, впрочем, полагают, что перекрытием каналов гуманитарной помощи российская сторона склоняет мятежные районы Арабской Республики к тому, чтобы покориться официальному Дамаску. Да и справедливость распределения подобных грузов правительственными силами вызывает у экспертов большие сомнения. На этом фоне инициатива Блинкена по расширению ТГМ выглядит как откровенное намерение поспорить с Москвой о том, кто вправе поставлять помощь нуждающимся районам, пишут арабские издания. Произошедшее в этом году демонстративное возвращение США к практике нанесения авиаударов по территории Арабской Республики свидетельствует, что администрация Байдена настроена довольно решительно.
комментарии(0)